Ни Минска, ни войны
Киев взял курс на пересмотр соглашений об урегулировании конфликта в Донбассе
Власти Украины признали Минские соглашения противоречащими интересам государства. Киев не устраивает положение документа, предписывающее передачу украинским властям контроля над границей между РФ и самопровозглашенными ЛНР и ДНР только после проведения на территории непризнанных республик местных выборов. Москва со своей стороны жестко настроена противостоять попыткам хоть что-то изменить в Минских соглашениях.
О намерении добиться пересмотра действующих Минских соглашений сообщил изданию «НВ» представитель Украины в политической подгруппе Трехсторонней контактной группы в Минске Алексей Резников. Он пояснил, что украинскую сторону не устраивает закрепленная в соглашении очередность действий по деэскалации конфликта и возвращению отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) под контроль Киева. В согласованных Украиной, Россией, ОБСЕ и непризнанными республиками еще в 2014–2015 годах документах говорится, что украинские силовики возобновят контроль над всей протяженностью российско-украинской границы только после проведения в ОРДЛО местных выборов. При этом отдельно подчеркивается, что выборы эти должны быть проведены в соответствии с украинским законодательством.
«Невозможно провести выборы, если украинская граница с Россией не контролируется украинскими военными. Об этом свидетельствует международный опыт. Украинская делегация будет настаивать на том, что как минимум в этой части Минские соглашения подпадают под пересмотр и обновление»,— заявил Алексей Резников в Давосе, где находился на Всемирном экономическом форуме.
По его словам, план урегулирования, к которому склоняются нынешние украинские власти, предусматривает проведение выборов в ОРДЛО только после разоружения всех незаконных формирований, установления режима полной тишины, вывода из региона всех иностранцев, принимавших участие в боях, и возобновления контроля Украины над всей протяженностью границы.
Изменить последовательность действий, предписанных Минскими соглашениями, хотели бы и в украинском Минобороны. Глава ведомства Андрей Загороднюк в интервью агентству «Интерфакс-Украина» заявил, что в целом приемлемые для Киева условия соглашений стоило бы откорректировать в части последовательности их исполнения. «Мы настаиваем, что сначала должна быть безопасность, восстановление контроля над границей с Россией, а уже потом — все остальные демократические процессы, которые будут происходить»,— сообщил министр. Кроме того, добавил Андрей Загороднюк, украинскую сторону не устраивает трактовка Россией некоторых пунктов Минских соглашений, из которой следует, что ЛНР и ДНР — это самостоятельные участники конфликта, с которыми Киев должен вести диалог напрямую. «Эти квазиобразования мы не признаем стороной процесса»,— подчеркнул он.
Источник “Ъ”, близкий к офису президента Украины, считает, что в нынешней редакции Минские соглашения вряд ли выполнимы.
По его словам, проведение в ОРДЛО выборов в соответствии с украинским законодательством, как предписано документом, до возобновления полного контроля Киева над границей с Россией невозможно. «По закону, на местных выборах должны быть представлены украинские партии, организованы эти выборы должны быть чиновниками украинской избирательной комиссии, освещать подготовку и ход голосования должны украинские медиа. Кто туда сейчас пустит украинские партии, чиновников и журналистов, да еще и позволит им спокойно работать?» — задается вопросом собеседник “Ъ”. По его словам, невозможность реализации Минских соглашений без изменения последовательности установленных в них действий не могут не понимать и российские власти. «Если бы россияне реально хотели мира, они бы давно согласились на пересмотр отдельных положений Минска. Ведь очевидно, что без этого пересмотра в обозримом будущем никакого реального прогресса не будет»,— заключил источник “Ъ”.
Украинская оппозиция и вовсе призывает к радикальным действиям. Представленные в Верховной раде партии «Батькивщина» Юлии Тимошенко и «Голос» Святослава Вакарчука призывают к одностороннему выходу из соглашений, не соответствующих, по их мнению, требованиям времени и противоречащих национальным интересам.
В Москве заявления украинских официальных лиц услышали, но прислушиваться к ним, а тем более обсуждать тему пересмотра договоренностей по урегулированию конфликта в Донбассе не собираются.
«Резников немного не понимает, что все решения саммита в "нормандском формате" были зафиксированы в итоговом коммюнике. Ни о каком пересмотре там речи не идет. Последние заявления представителей украинской стороны — это абсолютно порошенковский подход: забалтывание и попытка переписать то, что они не хотят выполнять»,— сказал “Ъ” источник в российских госструктурах, участвующий в переговорах с Украиной по урегулированию конфликта в Донбассе.
С комментарием выступил и глава МИДа непризнанной ЛНР Владислав Дейнего. «Налицо очередная попытка получить Донбасс под полный контроль, полностью забыв про политические обязательства Киева»,— говорится в заявлении, которое распространил господин Дейнего. Заявления Алексея Резникова он назвал «безответственными» и предупредил: «Сами эти намерения (пересмотреть соглашения.— “Ъ”) уже представляют опасность для мирного урегулирования конфликта, а попытки внести дисбаланс в обязательства сторон могут в принципе повредить мирному процессу, который в 2015 году с большим трудом прекратил активную фазу вооруженного противостояния».
Отметим, что украинская сторона не в первый раз критикует договоренности, заключенные с ее участием. В декабре прошлого года, находясь в Париже, где проходил саммит в «нормандском формате», президент Украины Владимир Зеленский назвал установленную Минскими соглашениями очередность действий по разрешению конфликта дипломатическим поражением своей страны. Он признался, что пытался донести до российского президента Владимира Путина свою позицию и объяснить необходимость изменения этой очередности, но не преуспел в этом. «Мы заложники Минска»,— сказал тогда господин Зеленский украинским журналистам.
В свою очередь, Владимир Путин тогда в Париже настаивал на важности исполнения договоренностей именно в той последовательности, которая в них зафиксирована. Президент России отдельно подчеркивал, что процесс восстановления контроля Украины над неподконтрольным ей сейчас сегментом границы с РФ должен начаться на следующий день после проведения местных выборов в двух народных республиках.
Между тем параллельно с призывами пересмотреть соглашения в Киеве развивается другой процесс, но со схожей целью — поставить договоренности под сомнение.
К Минским соглашениям появились вопросы у правоохранительных органов. Государственное бюро расследований (ГБР) ведет досудебное разбирательство, выясняя, не было ли подписание соглашений предыдущим президентом Украины Петром Порошенко государственной изменой.
Разбирательство начато по факту обращения в ГБР юриста Андрея Портнова, занимавшего должность первого заместителя главы администрации президента Виктора Януковича в 2014 году.
«Порошенко, достигая договоренностей о восстановлении территориальной целостности Украины с представителями оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей и осознавая, что Российская Федерация является стороной конфликта, сознательно прописал эти условия в документе от 12 февраля 2015 года, то есть действовал в интересах России, поскольку прекращение войны и восстановление территориальной целостности привязал к моменту, когда на это появится воля Российской Федерации»,— объяснял суть своих претензий к экс-президенту Андрей Портнов.
Сам Петр Порошенко заявляет, что это дело и другие расследования, начатые ГБР в его отношении по обращениям господина Портнова, политические мотивированы. Сейчас экс-президент фигурирует в 16 делах, расследуемых ГБР. На 24 января у него назначен допрос по делу о государственной измене при подписании Минских соглашений. На этот допрос господин Порошенко обещал явиться.