Землю выводят из торгов
Нижегородская область будет предоставлять участки под строительство на особых условиях
Для решения проблемы обманутых дольщиков и расселения ветхого фонда правительство Нижегородской области будет предоставлять земельные участки девелоперам в аренду без торгов. Для этого строительные компании должны будут достроить проблемные дома или передать 30% квартир в собственность региону по установленной им цене новостройке на полученном участке. Региональный парламент в целом поддерживает инициативу кабинета министров. Надзорные органы усмотрели в инициативе чиновников коррупциогенные факторы и потребовали доработать закон.
Законодательное собрание Нижегородской области начало обсуждение предложенных правительством поправок к закону «О регулировании земельных отношений». Как сообщил депутатам министр имущественных и земельных отношений Сергей Баринов, корректировки расширяют перечень условий для признания инвестиционных строительных проектов масштабными, что позволит получать земельные участки в аренду без торгов.
По словам чиновника, изменения призваны решить проблемы обманутых дольщиков, обеспечить жильем сирот, расселить аварийный фонд и позволят провести масштабный редевелопмент исторических территорий.
Рассчитывать на землю без конкурса смогут компании, взявшиеся достраивать дома за обанкротившимися девелоперами или вошедшие в уставный капитал предбанкротных застройщиков. Претендовать на участки без конкурса также смогут инвесторы, готовые продать правительству 30% квартир в возведенных на этой земле новостройках по установленным властями ценам. Сейчас в Нижегородской области более 3 тыс. обманутых дольщиков, на помощь которым требуется около 9 млрд руб.
В рамках реализации программы редевелопмента исторической части Нижнего Новгорода министерство предлагает предусмотреть в законопроекте пункты, связанные с реставрацией объектов культурного наследия или реконструкцией «исторически ценных градоформирующих объектов». Взявшиеся за реставрацию компании также смогут получить землю вне конкурса. Другой задачей правительство видит восстановление целостной картины старинных улиц, где на месте снесенных домов застройщики смогут построить новые здания с соблюдением архитектурных ограничений таких территорий. Претендовать на землю вне конкурса смогут инвесторы, подписавшие с властями договоры комплексного развития территорий при условии строительства или реконструкции социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Либо от застройщиков потребуется расселение ветхого фонда, сохранение и капитальный ремонт объектов культурного наследия, рассказал господин Баринов.
Третьей масштабной задачей законопроекта министерство называет реализацию в Нижегородской области программы строительства автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). К 2024 году в регионе планируется построить 54 таких заправки, часть которых разместится на муниципальных землях. «Такие проекты по суммарной выходной мощности должны быть не менее 500 кубометров в час, число постов АГНКС на участке должно быть не менее четырех, а все заправки должны быть введены в эксплуатацию в течение двух лет со дня подписания договора аренды участка»,— перечислил льготные условия Сергей Баринов. Участки под масштабные проекты на этих условиях смогут предоставлять и муниципальные власти по согласованию с губернатором, добавил министр.
Проект закона в целом поддержали депутаты комитета законодательного собрания по градостроительной деятельности, но претензии к поправкам возникли у прокуратуры и парламентского правового департамента.
Его руководитель Виталий Ларионов усмотрел коррупционную составляющую в формулировках о полномочиях комиссии, решающей вопрос о признании инвестпроекта масштабным. Кроме того, закон не предполагает компенсации затрат инвестора на подготовку участка в случае срыва проекта. В прокуратуре Нижегородской области добавили, что министерство использует термины об исторической застройке, не предусмотренные Градостроительным кодексом. Проект критиковали и депутаты: председатель комитета по ЖКХ и ТЭК Олег Шавин заявил, что министерство за счет законодательства пытается решить оперативную задачу по программе газовых заправок, которыми нужно было озаботиться еще лет пять назад, когда действовала масштабная полпредская программа перевода транспорта на газомоторное топливо. «Тогда и надо было готовить законодательную базу, создавать инфраструктуру и точки технологического присоединения»,— указал парламентарий. Его коллег смутила сама идея предоставления участков без конкурса, но министр заверил, что торги повышают цену земли и отпугивают инвесторов, а по итогам 70% победителей переуступают свои участки другим компаниям, не выполняющим обязательства. В итоге депутаты одобрили проект закона в первом чтении, посоветовав правительству доработать все спорные вопросы.