Между проверкой и скидкой
Единственных поставщиков загоняют под ценовой потолок
Минфин предложил унифицировать закупки у единственного поставщика, распространив ценовые ограничения на такие закупки в случае несостоявшихся конкурентных процедур — максимальная цена такого контракта будет варьироваться от 1 тыс. до 1 млрд руб. для федеральных и региональных закупок в зависимости от способа определения поставщика. Закупки свыше пороговых значений потребуют согласования с ФАС — изменения должны повысить прозрачность неконкурентных закупок, на которые приходится большая часть крупных госконтрактов. Впрочем, в ФАС считают, что предельный размер контрактов для согласования должен быть для всех единым.
Минфин определил ценовые ограничения на заключение госконтрактов с единственным поставщиком из-за несостоявшихся конкурентных процедур — при их превышении потребуется согласование ФАС. Напомним, что сейчас закупки у единственного поставщика, помимо случаев, определенных поручениями президента и правительства, могут заключаться на сумму до 300 тыс. руб. при годовом объеме таких контрактов не более 2 млн руб. или не более 5% при максимальном объеме 50 млн руб.
По опубликованному на regulation.gov.ru проекту постановления Белого дома, с 1 июля 2020 года предельный размер контракта по результатам несостоявшегося аукциона составит 1 млрд руб. для федеральных нужд и 100 млн руб. для нужд регионов и муниципалитетов. Для иных электронных процедур (конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений) предельные суммы контрактов для центра и регионов составят 20 млн руб. и 10 млн руб. соответственно.
При проведении закрытого конкурса максимальный размер контракта составит 1 тыс. руб.
Более высокие предельные размеры для аукционов на федеральном уровне объясняются тем, что при оценке заявок на участие в таких закупках не применяются нестоимостные критерии — и вероятность произвольного выбора поставщика, соответственно, ниже, указывают авторы проекта в пояснительной записке.
При превышении предельных размеров закупки у единственного поставщика контракт потребует согласования с ФАС — Минфин включил в проект и правила их согласования, и исчерпывающий перечень причин отказа антимонопольного органа (нарушения заказчиков при выборе способа закупки и иных нормативно-правовых актов контрактной системы, проведение несогласованного закрытого конкурса, а также незаконное отклонение заявок на участие в закупке и незаконные и избыточные требования к таким закупкам).
Впрочем, в ФАС с предложениями Минфина по привязке максимальных цен контрактов к способу закупки не согласны и предлагают единый порядок как для открытых, так и для закрытых закупок — проект сейчас находится на рассмотрении в ведомстве.
Как пояснил “Ъ” замглавы ФАС Михаил Евраев, согласование закупок должно обеспечить дополнительный контроль за крупными контрактами.
«До нововведений выявление нарушений зависело, в частности, от того, пожалуется ли бизнес на торги или нет. Сейчас контроль станет более полным, и такие торги будут проходить автоматическую проверку»,— добавил он. О том, что значительная часть крупных госконтрактов (от 0,5 млрд руб.) традиционно приходится на несостоявшиеся процедуры, напомнила на Гайдаровском форуме и замглавы Федерального казначейства Анна Катамадзе. В 2019 году так заказчики заключили 67% крупных госконтрактов на 1,7 трлн руб.
Разработка правил согласования крупных контрактов обусловлена поправками к закону о госзакупках, принятыми в конце 2019 года,— помимо обязательного согласования неконкурентных закупок законом повышены предельные размеры закупок у единственного поставщика в электронной форме до 3 млн руб. Для нужд нацпроектов заказчики смогут одновременно закупать разные виды строительных работ (от разработки проектной документации до реконструкции) — ранее Минстрой уже предложил особый порядок ценообразования для такой закупки. В ведомстве рассчитывают утвердить их уже в марте.
Как призывали к порядку единственных поставщиков
Ведомства указывали на низкую конкуренцию в госзаказе последние десять лет: еще в 2015 году единственным поставщикам доставалось 40% размещенных закупок — из них половина проводилась по никак не регламентированным решениям правительства и президента (см. “Ъ” от 20 мая 2016 года). Тогда ответственное за госзакупки Минэкономики предлагало точечные изменения — например, дополнительное регулирование торгов ГУПов и МУПов, где концентрация закупок у единственного поставщика была максимальной (в частности, ведомство предлагало освободить поставщиков от требования финансового обеспечения закупок, чтобы привлекать их на торги). В ФАС предлагали ввести дополнительный контроль перечня единственных поставщиков по решению президента и правительства, настаивая на его согласовании с Минфином, Минэкономики и самой службой. Поручение разработать особый порядок заключения контрактов по результатам неконкурентных закупок давал и президент Владимир Путин — оно так и не было исполнено. Рост конкуренции на рынке госзаказа обеспечила только его цифровизация: запуск Минфином в 2016 году единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок и их перевод в электронную форму. Впрочем, полного отказа от безальтернативных закупок не будет: власти не раз давали понять, что критически важные госзаказы готовы отдавать только проверенным поставщикам. В частности, в этом режиме определялся исполнитель и самой «проконкурентной» ЕИС в сфере госзакупок — «Ростех».