Disney и Sony разделят экраны
Крупнейший в России кинопрокатчик распался
The Walt Disney Company и Sony Pictures решили разделить дистрибуцию своих кинокартин в России, которой до сих пор занималось совместное предприятие (СП) Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing (WDSSPR). WDSSPR на протяжении последних девяти лет было крупнейшим кинодистрибутором в России. Disney останется лидером, но рынок в целом может ждать перераспределение, не исключают его участники.
Российское СП The Walt Disney Company и Sony Pictures —WDSSPR — с 21 января начало передавать права на фильмы и обязанности дистрибутора двум компаниям, которые «будут функционировать независимо друг от друга», сообщил сайт Cinemaplex со ссылкой на «поступившую в кинотеатры информацию». Новыми дистрибуторами киностудий в России станут соответственно ООО «Дисней Студиос» и ООО «Сони Пикчерс Продакшнс энд Релизинг». Disney и Sony разделяют дистрибуцию на территории России, подтвердили два собеседника “Ъ” в этих кинокомпаниях. Их официальные представители и WDSSPR от комментариев отказались. Киносеть «Премьер Зал» получила такое сообщение от WDSSPR, подтвердил ее гендиректор Владимир Петелин. В «Кино Окко» от комментариев отказались, в «Каро» письма не получали.
Disney и Sony совместно прокатывали фильмы в России с 2007 года, их СП много лет доминировало на рынке. По данным «Бюллетеня кинопрокатчика», WDSSPR с 2011 по 2019 год включительно занимало первое место по совокупным кассовым сборам в России. По итогам 2019 года его доля в российском бокс-офисе составила 36,75% (20,4 млрд руб.), а самым кассовым фильмом в стране в 2019 году стал «Король Лев», который прокатывало WDSSPR.
С момента основания по 2018 год WDDSPR возглавлял Антон Сиренко. В июне 2018 года он перешел на должность гендиректора «Сони Пикчерс Продакшнс энд Релизинг», а WDSSPR возглавил Илья Федяев. В «Дисней Студиос» глава сменился в сентябре 2019 года: место Марины Жигаловой-Озкан, которая перешла из российского офиса Disney на работу в Сбербанк, занял вице-президент по финансам и стратегии российского Disney Денис Протасов, следует из данных «СПАРК-Интерфакс».
Участники рынка объясняют развод Disney и Sony в России глобальными изменениями. В марте 2019 года The Walt Disney Company закрыла сделку по приобретению части активов 21st Century Fox.
«У Disney теперь большой набор студий и нет смысла дружить с Sony совместным офисом. Fox компенсирует Disney долю, а Sony в этой ситуации потеряет»,— предполагает один из собеседников “Ъ”.
«Это логичное продолжение сделки между глобальными офисами Disney и Fox. Мы не видим в этом угрозы ни для прокатных компаний, ни для кинотеатров — появление новых игроков будет способствовать росту конкуренции»,— отметили в пресс-службе «Каро». Другой источник предупреждает, что «сложно говорить о причинах разделения, пока компании сами их не прояснили».
55,5 миллиарда рублей
составили сборы российских кинотеатров в 2019 году («Бюллетень кинопрокатчика»)
«Объединение Disney и Sony многое им дало: на рынке появился непоколебимый лидер. Однако он, скорее всего, и останется: по итогам 2019 года доля релизов Disney составила 25%, Sony — 9,46%, Fox — 6,5%. Если Disney и Sony разделятся, а сборы Disney и Fox будут объединены, все равно остается игрок, который занимает больше трети рынка»,— подсчитал главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика» Александр Нечаев. Дистрибуторские пакеты обеих компаний останутся очень весомыми для рынка, «особенно у Disney», подтверждает Владимир Петелин.
За разводом Disney и Sony «однозначно последует перераспределение рынка, который раньше был относительно стабилен», полагает гендиректор «Каро Премьер» Алексей Рязанцев. «Кто выиграл, а кто проиграл, мы узнаем только по итогам 2020 года, который будет новым во всех отношениях. Картины иностранных мейджоров теряют влияние, все начинают бороться за сильные фильмы российских производителей»,— рассуждает он. Гендиректор «Централ Партнершип» Вадим Верещагин, напротив, не ожидает перераспределения, указывая, что доля рынка зависит от контента, а у Sony и Fox он всегда был «плюс-минус сопоставим с точки зрения потенциала».
Обновление. После выхода публикации в пресс-службе Disney напомнили, что в головной компании «Уолт Дисней Компани СНГ» глава сменился в сентябре 2019 года: на место Марины Жигаловой-Озкан, которая перешла из российского офиса Disney на работу в Сбербанк, занял Кахабер Абашидзе, а также заявили, что в новом прокатном предприятии ООО «Дисней студиос» «за результат будут отвечать» глава маркетинга компании Елена Бродская и руководитель дистрибуции Вадим Смирнов, не уточнив, кто именно будет гендиректором.