Ломбардам агрегируют клиентов
Единый сервис поиска тестирует партнеров
Компания-агрегатор «Джаст диджитал студио», которая позволяет клиентам выбирать предложения сразу от нескольких автоломбардов, собирается выходить на более широкий рынок. С февраля компания намерена охватить все сегменты ломбардного рынка, возможность бесплатно подключиться к агрегатору появится у ювелирных и других ломбардов. Участники рынка считают, что этот сервис способен повысить прозрачность и привлекательность рынка для заемщиков, однако сомневаются, что он будет востребован в сегменте небольших займов.
Как стало известно “Ъ”, стартап «Джаст диджитал студио» (бренд Zalogoff), который является агрегатором для автоломбардов и площадкой выбора кредитора для их клиентов, собирается с начала февраля расширить число партнеров до всех участников рынка. Об этом рассказал “Ъ” CEO компании Сергей Земелькин. В настоящее время проект находится в стадии пилота. По словам господина Земелькина, подключение к сервису бесплатно для ломбардов, но компания проводит проверку партнеров методом «тайного покупателя», чтобы исключить мошенников. После подключения все заявки клиентов, размещенные на площадке, становятся доступны ее партнерам-ломбардам, которые могут сделать предложение на своих условиях. Все они поступят в личный кабинет клиента, где он сможет выбрать лучший вариант.
Важным отличием от многочисленных брокеров, работающих, в частности, в сегменте МФО, является то, что Zalogoff не передает кредиторам контактные данные клиентов, что избавляет от общения с каждым ломбардом в отдельности.
«Сейчас предложения ломбардов одному и тому же клиенту не видны разным ломбардам. Однако мы можем пойти на это для повышения конкуренции и удешевления займов»,— поясняет господин Земелькин. По его данным, на примере автоломбардов видно снижение ставки — за год средняя максимальная ставка снизилась с 8% до 6% в месяц.
По данным ЦБ, на 17 января 2020 года в госреестре значилось 3083 действующих ломбарда. По оценкам экспертов, их портфель составляет 35–40 млрд руб. Это короткие займы, на один-два месяца, поэтому оборот достигает 180–200 млрд руб. в год. 90% залогов приходится на ювелирные изделия, около 7% — на автомобили и 3% — на другое (техника, меховые изделия и пр.).
По словам Сергея Земелькина, с 1 февраля компания начнет предлагать свои услуги всему рынку, в том числе ломбардам, выдающим займы под залог ювелирных изделий. «Ценообразование станет более прозрачным, потому что против общей рыночной оценки сложнее осуществить необоснованное завышение или занижение оценочной стоимости залога»,—считает аналитик долгового рынка ИК «Иволга Капитал» Илья Григорьев.
Владимир Чистюхин, зампред Банка России, 29 ноября 2017 года (цитата по «Интерфаксу»)
Нам еще многое предстоит сделать на рынке кредитной кооперации и рынке ломбардов
Впрочем, участники ломбардного рынка в отношении нового сервиса настроены скептически.
По мнению главы Национального объединения ломбардов Алексея Лазутина, идея создания агрегатора довольна интересная, но будет успешной не в любом сегменте ломбардов.
«Займы под залог автомобиля больше займов в сегменте ювелирных украшений или техники в десятки раз, поэтому клиенту целесообразно куда-то ехать за наилучшим предложением,— отмечает он.— В случае небольших займов переплата для клиента в несколько десятков рублей несущественна, и обычно граждане доверяют конкретному ломбарду, а процент агрегатор, вероятно, будет получать от выданных займов или возвращенных процентов». Председатель Ассоциации развития ломбардов Сергей Соковников отмечает, что уже были попытки создания подобных агрегаторов, однако ни одна из них не увенчалась успехом. «Вряд ли эта история сможет масштабироваться,— полагает он.— На ломбардном рынке нет консолидации, рынок конкурентный, и компании не готовы делиться своими клиентами и информацией».
С таким мнением согласны и независимые эксперты. «Такой агрегатор будет интересен только в сегменте дорогостоящих товаров,— считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.— Система не должна обрабатывать абсолютно все заявки, если они не имеют высокой ценности,— тогда это действительно станет полезным инструментом по поиску проверенного и добросовестного ломбарда». Впрочем, он полагает, что подобный агрегатор, если он будет выполнять опцию анализа достоверных отзывов клиентов, станет хорошим инструментом, чтобы дисциплинировать собственников автоломбардов и погружать их в ситуацию здоровой конкуренции.