Автодилеры не могут выступить с номером
Продавцы пока не готовы регистрировать новые машины и ждут инструкций от ГИБДД
Получить номера на новую машину в автосалоне россияне пока не могут, хотя это и обещано законом о регистрации транспортных средств, вступившим в силу с 1 января. Ни один автодилер до сих пор не получил разрешение на эту деятельность, заявили в ГИБДД. Компании ждут разъяснений от ведомства и оценивают экономическую выгоду от запуска новой услуги. Некоторые из представителей рынка, подавшие заявки, уже получили отказы из-за неправильно оформленных документов. В феврале дилеры все-таки начнут регистрировать машины, рассчитывают в Госавтоинспекции.
Представители ГИБДД разъяснили нормы закона «О государственной регистрации транспортных средств», который вступил в силу с 1 января 2020 года. Документ, о котором “Ъ” неоднократно рассказывал, уже вызвал массу вопросов у автовладельцев и автодилеров. Так, закон ввел для граждан право выбирать: получать государственный регистрационный знак (ГРЗ) в подразделении, как прежде, или напечатать его у изготовителя, включенного в реестр МВД. Всего таких компаний около 400 (1,5 тыс. пунктов печати). С начала года услугой воспользовались уже 25 тыс. человек, рассказали в ГИБДД. Ранее с момента смены собственника гражданин мог в течение десяти дней ездить без ГРЗ до постановки машины на учет. Если автовладелец решил зарегистрировать автомобиль в подразделении, а номер напечатать сам, на машине без номеров передвигаться нельзя. Согласно ч. 2. ст. 12.2 КоАП, за это грозит штраф в 5 тыс. руб. или лишение прав, предупредил замначальника ГИБДД России Николай Шеюхин. Если машина еще не зарегистрирована, в течение 10 дней можно ездить без номера, как и раньше, до постановки на учет.
Самой ожидаемой нормой закона была возможность регистрировать автомобиль в автосалонах (при покупке новой машины). В ГИБДД напомнили, что услугу могут предоставлять компании, вошедшие в реестр «специализированных организаций». На данный момент таких дилеров нет. По словам начальника управления надзорной деятельности ГИБДД Романа Мишурова, на рассмотрении в ведомстве (занимает пять дней) находится 10 заявок от компаний Московской, Ярославской областей, Красноярского края.
Две компании получили отказ из-за неполного комплекта документов, отказы еще будут, предполагает источник “Ъ”, знакомый с ситуацией.
По прогнозу господина Мишурова, в феврале первые компании начнут работу. Дилеры будут передавать документы и фотографии машины в ГИБДД через портал госуслуг, ответственные сотрудники будут забирать из подразделения СТС и номера для передачи автовладельцу. Оформление будет занимать не более двух дней.
«Процедура получения статуса пока неясна, разъяснений не поступало,— говорит гендиректор ГК "Автоспеццентр" Денис Петрунин.— Можно предположить, что реальное вступление закона в силу отложено — на организацию технических и бизнес-процессов потребуется определенное время». В пресс-службе автомобильной группы «Авилон» заявили, что планируют получить статус «специализированной организации», но заметили, что «эта услуга пока не просчитана с экономической стороны, теоретически она может быть даже невыгодна». По правилам, отметили в «Авилоне», в штате у автодилера также должен быть специальный сотрудник для осмотра машин, к нему предъявляются определенные требования (приказ МВД №403), он должен пройти обучение в специальном учебном центре, чтобы подтвердить свою квалификацию. «У него должен быть сертификат, а организации, которые выдают сертификаты, появились на рынке не так давно,— говорят в "Авилоне".— Сейчас есть четыре таких организации в разных городах России, в том числе и в Москве». В ГИБДД утверждают, что таких центров 10. «На рынке пока небольшой хаос,— добавляет президент ассоциации автодилеров РОАД Олег Мосеев.— Клиентам стоит либо регистрировать автомобили самостоятельно, либо, как раньше, выдавать доверенность сотруднику дилерского центра». Представители ГИБДД планируют встретиться с РОАД 5 февраля для разъяснений.
Ситуация возникла из-за того, что в законе не описали переходный период — все документы и требования вступили в силу сразу, считает знакомый с ситуацией источник.
Слабая активность дилеров связана с низкими тарифами на новую услугу, ограниченными ФАС, предполагает Николай Шеюхин: за регистрацию автомобиля компании не имеют права брать с автовладельца больше 500 руб. Это косвенно подтверждает и источник “Ъ” на авторынке: «Нововведения требуют инвестиций со стороны дилера при низкой (фактически вообще никакой) маржинальности услуги».