У катастрофы вышла давность
Суд прекратил дело о крушении в Казани Boeing 737-500
Татарстанский суд прекратил в связи с истечением сроков давности уголовное дело о крушении Boeing 737 в аэропорту Казани, в результате которого погибли 50 человек. С момента инцидента прошло более шести лет. Обвинения предъявляли менеджменту авиакомпании «Татарстан» и бывшему главе татарского управления Росавиации за то, что они допустили к управлению самолетом неподготовленный экипаж. Ранее Следственный комитет России пришел к выводу, что в трагедии были виноваты пилоты Рустем Салихов и Виктор Гуцул, но их преследование прекратили в связи со смертью.
Лаишевский районный суд Татарстана прекратил уголовное дело о крушении в 2013 году Boeing 737-500 в аэропорту Казани. Бывший заместитель гендиректора авиакомпании «Татарстан» Валерий Портнов и заместитель директора летной службы (шеф-пилот) Виктор Фомин обвинялись в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ). Экс-главе татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации Шавкату Умарову вменяли халатность, повлекшую по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 293 УК РФ). Преследование фигурантов прекращено в связи с истечением срока давности, сообщили “Ъ-Казань” в пресс-службе суда.
Напомним, пассажирский Boeing 737-500, летевший рейсом из Домодедово, потерпел крушение при заходе на посадку в международном аэропорту Казани вечером 17 ноября 2013 года. Все находившиеся на борту 50 человек — 6 членов экипажа и 44 пассажира — погибли. Среди последних оказались сын президента Татарстана Ирек Минниханов и бывший глава УФСБ по Татарстану Александр Антонов. Также жертвами стали гражданки Украины и Великобритании.
После крушения Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта у АК «Татарстан». В итоге республиканский перевозчик был признан банкротом.
Проверка выявила, что командир воздушного судна Рустем Салихов и второй пилот Виктор Гуцул могли получить фиктивные свидетельства об окончании авиационных курсов. В 2015 году Межгосударственный авиационный комитет в своем отчете назвал основной причиной трагедии неподготовленность экипажа, допустившего при заходе на второй круг ряд ошибок, в результате которых самолет перешел в пикирование и упал. Расследование Следственного комитета России (СКР) подтвердило, что командир Boeing «не имел достаточных навыков пилотирования и был допущен к осуществлению пассажирских перевозок на основании фальсифицированных документов». Следствие установило, что к авиакатастрофе привели «ошибочные действия» пилотов.
Вместе с тем у следствия оставались претензии к менеджменту компании и руководству управления Росавиации. Как установил СКР, в 2009 году занимавший должность заместителя гендиректора АК «Татарстан» Валерий Портнов отправил в татарское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Росавиации документы с недостоверными сведениями о Рустеме Салихове. Глава этого управления (было упразднено в 2014 году) Шавкат Умаров «по халатности не организовал в сентябре 2009 года проверку подлинности и достоверности представленного авиакомпанией свидетельства пилота коммерческой авиации».
«В результате Салихов, не имея базовых знаний, навыков и опыта пилота, стал осуществлять пассажирские авиаперевозки в качестве пилота воздушного судна»,— заключило следствие.
Также СКР сообщал, что Валерий Портнов и шеф-пилот Виктор Фомин «не обеспечили должную подготовку господина Салихова, а вместо этого направили неподготовленного пилота на получение статуса командира воздушного судна». В результате в 2012 году Рустем Салихов стал командиром воздушного судна. 17 ноября 2013 года именно господин Салихов «ввел воздушное судно в сложное пространственное положение». При этом второй пилот Виктор Гуцул «управление на себя не принял». «В результате Салихов при наступлении нештатной ситуации, нарушая правила пилотирования, своими действиями допустил крушение воздушного судна»,— заявляло следствие.
Уголовное преследование Рустема Салихова и Виктора Гуцула было прекращено еще ранее во время следствия — в связи с их смертью.
Стоит отметить, что в пятницу в Лаишевском суде планировалось лишь предварительное заседание, оно проходило в закрытом от прессы режиме. Обвиняемые Шавкат Умаров, Валерий Портнов и Виктор Фомин свою вину не признали, но были не против прекращения уголовного дела.
В 2017 году были вынесены первые решения по искам о компенсации морального вреда, заявленным родными погибших при крушении самолета. Во всех случаях истцы отказались от претензий к американской корпорации The Boeing Company и ряду других иностранных компаний. В ответчиках они оставили авиакомпанию «Татарстан» и ООО «Ак Барс Страхование», с которыми заключили мировое соглашение. С представителями потерпевших “Ъ” связаться не удалось. В транспортной прокуратуре также на звонки “Ъ” не ответили. Авиакатастрофа в Казани стала причиной для масштабных проверок в авиационной отрасли. Впоследствии было выявлено еще несколько случаев, когда пилотов допускали к полетам на основе фальшивых документов.