Тексты танков не боятся
Вручена премия «Золотой Орел»
В Москве прошла 18-я церемония вручения премии Национальной Академии кинематографических искусств и наук России «Золотой Орел». Лучшим фильмом 2019 года на ней был признан «Текст» Клима Шипенко, получивший в общей сложности четыре награды.
Экранизация романа Дмитрия Глуховского, неожиданно срезонировавшая с громким делом журналиста Ивана Голунова и таким образом точно попавшая в нерв времени, выдвигалась на «Золотой Орел» в шести номинациях. В борьбе за главный приз «Текст» обошел основного фаворита Академии – патриотический блокбастер «Т-34» Алексея Сидорова, номинированный в тринадцати категориях, а также ностальгическую «Одессу» Валерия Тодоровского, «Дылду» Кантемира Балагова о посттравматическом синдроме двух молодых фронтовичек в Ленинграде 1946 года и «Быка» Бориса Акопова о лихих подмосковных девяностых.
Помимо продюсеров «Текста», «Золотые Орлы» достались сыгравшим в нем актерам: Александру Петрову (он, по уже сложившейся традиции, был выдвинут в номинации «лучшая мужская роль в кино» за два фильма, так что соревновался сам с собой и еще с Юрием Борисовым из «Быка») и Ивану Янковскому (он победил в категории «лучшая мужская роль второго плана»). Кроме того, Тимофей Павелко был награжден за лучший монтаж фильма.
Победа «Текста» была довольно неожиданной, потому что на грядущий триумф «Т-34» намекало не только количество номинаций, но казалось, и вся церемония, выдержанная в патриотически-победоносном духе.
Войну и славу русского оружия поминал каждый второй презентер и каждый третий лауреат, а когда на экранах над сценой не рвались снаряды и не грохотали танки, то как минимум свистели стрелы. Тем не менее, несмотря на такую психологическую подготовку, «Т-34» получил только три «Золотых Орла», зато два из них — в самых престижных номинациях. Алексей Сидоров удостоился наград за лучшую режиссерскую работу и лучший сценарий. Еще один приз достался его картине в категории «лучшие визуальные эффекты».
Мирная «Одесса», номинированная в шести категориях, забрала четыре награды: за лучшую операторскую работу, лучшую музыку к фильму, лучшую работу художника-постановщика и лучшую женскую роль второго плана для Евгении Брик. Все эти достойные люди не смогли присутствовать на церемонии, и «Орлов» за них принимали режиссер Тодоровский и продюсер картины Леонид Ярмольник.
Из пяти номинаций «Дылды» победой увенчалась только одна: премию за лучшую женскую роль получила Виктория Мирошниченко.
Победитель «Кинотавра» «Бык», выдвигавшийся в четырех категориях, и вовсе остался без призов.
Провальный «Тобол» о покорителях Сибири XVIII века, несмотря на постигшие его творческие и кассовые неудачи, претендовал на пять «Орлов» и получил два: за лучшую работу художника по гриму и пластическим эффектам и лучшую работу художника по костюмам. Этому трудно найти рациональное объяснение, хотя плохо приклеенные усы Петра I и мундиры его солдат, остающиеся девственно чистыми в любом бою, действительно запоминаются.
В области телевидения лучшими, по мнению академиков, стали проекты канала «Россия»: «Ненастье» по роману Алексея Иванова об «афганцах», пытающихся найти свое место в изменившейся стране, стало лучшим сериалом; «Годунов» о Смутном времени — лучшим мини-сериалом. За актерские работы были награждены более смелые и актуальные, по крайней мере, по времени действия, шоу, выходившие на стриминговых сервисах. В номинации «лучшая мужская роль на телевидении» еще раз выдвигался Александр Петров, но «Золотого Орла» унес все-таки Павел Деревянко, сыгравший в «Домашнем аресте». Награду за лучшую женскую роль на телевидении второй раз подряд получила Анна Михалкова, снявшаяся в сериале Бориса Хлебникова – в прошлом году это была «Обычная женщина», в этом — «Шторм».
Почетную премию за вклад в развитие российского кинематографа получила Алиса Фрейндлих. Она же вручала и главного «Орла», прокомментировав последнее представление номинантов словами: «Много хорошего наснимали».
Ту же мысль, каждый по-своему, выразили министр культуры Ольга Любимова, открывавшая церемонию, и самый востребованный актер Александр Петров. Первая отметила, что за два года, пока она возглавляла департамент кинематографии Минкульта, у нее и всей киноиндустрии «получилось справиться», а второй выбрал более отчетливую формулировку: «Российское кино не в жопе!» Возможно, прозвучало немного слишком оптимистично, но учитывая выбор фильма-победителя, в это даже захотелось поверить.