ОАО РЖД не подвезут дивидендов
Выплаты от ФГК резко сократятся
В 2020 году основным источником дивидендных поступлений ОАО РЖД перестанет быть Федеральная грузовая компания (ФГК), выплатившая материнской структуре за три года около 42 млрд руб. Ее дивиденды в 2020 году снизятся, а в 2021–2022 годах могут упасть в несколько десятков раз. Всего в 2020 году ОАО РЖД планирует получить в целом менее 18 млрд руб. дивидендов против почти 29 млрд руб. в минувшем году. Основные поступления обеспечат дивиденды ОТЛК от продажи контрольного пакета «Трансконтейнера», однако это разовые доходы.
В 2019 году дочерние и зависимые общества ОАО РЖД, получив 1,35 трлн руб. выручки и 98,5 млрд руб. чистой прибыли, выплатили «исторический объем дивидендов» — 28,9 млрд руб., рассказал 24 января заместитель гендиректора ОАО РЖД Андрей Старков. «Планируем достаточно хорошие показатели и по итогам 2020 года»,— добавил он. Для сравнения: в 2018 году структуры ОАО РЖД заплатили компании 19,3 млрд руб. дивидендов.
Однако плановый объем дивидендов в 2020 году заметно ниже уровня 2019 года — чуть менее 18 млрд руб., пояснил господин Старков, хотя компания рассчитывает «снова несколько всех удивить».
Структура дивидендных поступлений также изменится. Основным источником, отметил господин Старков, станут дивиденды от ноябрьской сделки по продаже 50% плюс 2 акций «Трансконтейнера» группе «Дело» Сергея Шишкарева за 60,3 млрд руб. (см. “Ъ” от 28 ноября 2019 года). Доход ОАО РЖД от сделки составил 42,5 млрд руб., в том числе более 30 млрд руб. были консолидированы на номинальном владельце этого пакета — АО ОТЛК,— куда бумаги «Трансконтейнера» вносились по исторической стоимости (компания была оценена в 72 млрд руб., а в рамках сделки — в 120,6 млрд руб.). «Она получила очень хороший доход, мы поднимем этот дивидендный поток на компанию,— сказал господин Старков.— С учетом того, что мы владеем ОТЛК более 365 дней, а доля — более 50%, корпоративный налог на дивидендный доход — ноль».
По словам Андрея Старкова, ожидается снижение прибыли и, соответственно, дивидендных поступлений от ФГК, которая за последние три года выплатила материнской компании 42 млрд руб. дивидендов.
«ФГК для нас не только источник зарабатывания денег: около 40% своих перевозок она осуществляет в социальном сегменте рынка, который мало или не столь интересен остальным участникам»,— сказал господин Старков, добавив, что компания осуществляет и иные государственные задачи. Также, по его словам, средневзвешенная ставка ФГК ниже средневзвешенной ставки оперирования. «Одновременно для нас ФГК — инструментарий, который позволяет обеспечить баланс интересов не только операторов, но и грузоотправителей и производителей вагонов»,— добавил он.
Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, рассказывает, что в конце прошлого года планом предусматривалось снижение дивидендов ФГК в 2020 году (по итогам 2019 года) до 11 млрд руб. При этом в 2020–2021 годах и прибыль, и размер дивидендов ФГК должны существенно сократиться: так, прибыль 2020 года должна упасть в 13 раз, до менее 2 млрд руб., а в 2021 году не достигнет и 1 млрд руб. Дивиденды могут составить примерно 400 млн и 200 млн руб. соответственно. Впрочем, отмечает другой собеседник “Ъ”, при улучшении конъюнктуры цифры могут быть пересмотрены, а в 2022 году ожидается резкий рост прибыли ФГК до 13 млрд руб.
Заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук полагает, что заметного улучшения на рынке оперирования в 2020–2021 годах ожидать не следует, так как профицит парка на сети сохранится, а рост погрузки будет незначительным. Он полагает, что со временем может увеличиться вклад в дивидендные поступления ОАО РЖД со стороны его логистических подразделений, например «РЖД Логистики», которые показывают хорошие темпы роста, однако оценить, насколько существенным мог бы быть этот вклад, пока не представляется возможным.