Период роста
Промышленность
2019 год стал для промышленности Санкт-Петербурга периодом роста: по последним имеющимся данным, за январь — ноябрь производство увеличилось на 4,7%, что превышает общероссийский показатель (2,4%) почти в два раза.
Северная столица сохраняет позиции ведущего индустриального центра страны, специализацией которого является выпуск ледоколов, военных кораблей и подлодок, транспортного флота, а также гражданского машиностроения. Кроме того, в городе развито наукоемкое производство в области медицины, тяжелого машиностроения.
«Основные тренды в промышленности города характеризуются следующим образом: с одной стороны, увеличивается спрос на продукцию военного и стратегического назначения, с другой — год ознаменован спадом продаж на автомобильном рынке, что привело к простою существующих мощностей и затовариванию складов ведущих автосборочных заводов»,— говорит Антон Щербаков, заместитель начальника аналитической группы информационного агентства «Крединформ».
По мнению господина Щербакова, в области промышленности в 2019 году в Петербурге произошло несколько значимых событий. Например, машиностроительный холдинг «Синара — Транспортные системы» и концерн Skoda Transportation подписали соглашение о создании в Петербурге совместного предприятия по производству городского электротранспорта. Первый подвижной состав планируется произвести уже в 2020 году. Инвестиции в проект составят 1,5–2 млрд рублей. К значимым событиям господин Щербаков также относит то, что НПО ГОИ им. Вавилова (холдинг «Швабе») разработало уникальное кварцевое оптоволокно с покрытием из олова, которое может эксплуатироваться в широком диапазоне температур. Применять оптоволокно будут в телекоммуникационной отрасли и технике специального назначения. Еще одним важным событием в отрасли эксперт называет открытие нового производства по автоматизированной сборке двигателей для промышленных устройств петербургской компанией «Диаконт». Также фармацевтическая фирма «Полисан» приступила к выпуску коммерческих партий препарата «Ультравист» (Bayer). «Рентгеноконтрастное средство "Ультравист" — первое и единственное оригинальное контрастное средство, локализованное на территории России»,— отмечает господин Щербаков. Кроме этого, НПК «Ленпромавтоматика» запустил в серийное производство первую российскую топливораздаточную колонку для заправки транспорта сжиженным природным газом (СПГ); поставщик лифтового оборудования ООО «МЛМ "Невский лифт"» запустил собственное производство лифтов в Петербурге (инвестиции на первом этапе составили 50 млн рублей); АО «Петербургский тракторный завод», входящее в ГК «Кировский завод», запустило в серийное производство новую линейку тракторов «Кировец» К-7; на Адмиралтейских верфях состоялся спуск на воду дизель-электрических подводных лодок «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов», предназначенных для Тихоокеанского флота, а также многофункционального патрульного корабля ледокольного типа «Иван Папанин» для ВМФ России. Также Балтийский завод спустил на воду универсальный атомный ледокол «Урал». «Россия возрождает ледокольный флот, который не имеет аналогов в мире. В целях освоения Арктики это приобретает стратегическое значение»,— рассуждает эксперт.
Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» начало опытно-конструкторские работы по созданию многоцелевой атомной подлодки пятого поколения. Одним из видов ее оружия будут гиперзвуковые ракеты «Циркон», говорит господин Щербаков.
На базе Института высокомолекулярных соединений Российской академии наук (ИВС РАН) в Санкт-Петербурге открылся Центр химии материалов для судостроения. «Разработка доступных отечественных полимерных композитных материалов крайне необходима судостроительной отрасли. В отечественном судостроении полимерные материалы занимают долю всего в 0,6%, хотя у ведущих стран показатель превышает 20%»,— поясняет эксперт «Крединформа». На заводе «Киров-Энергомаш» (КЭМ) разработали и успешно освоили новую технологию производства винтовых насосов для судовых турбоагрегатов. «Некогда традиционное для предприятия направление деятельности возродили на современном уровне»,— указывает господин Щербаков.
Андрей Березин, председатель правления ИК «Евроинвест», сообщает: «За прошедший год реальный сектор Петербурга показал неплохую динамику: в среднем за год индекс промышленного производства вырос почти на 5%, и это выше общероссийского показателя. Примечательно, что по статистике наибольший рост показали именно высокотехнологичные сектора, например, выпуск электрического оборудования вырос более чем на 20% относительно 2018 года. Также хороший прирост показало производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях: почти 10%». По его мнению, эти цифры говорят о том, что город возвращает себе статус высокотехнологичного производственного центра России. Господин Березин уверен, что именно такие промышленные сегменты продолжат рост, поскольку они опираются на активные научно-прикладные исследования и инновационные разработки, способные обеспечить динамику на ближайшие пять-десять лет.
С ним согласен Сергей Хромов, генеральный директор ООО «Город-спутник "Южный"»: «Основной тенденцией, без упоминания которой не проходит ни один крупный международный форум, становится развитие специальных платформ для укрепления международной промышленной кооперации. Когда мы говорим о пороге четвертой промышленной революции, мы ведем речь не только о международном промышленном сотрудничестве, выработке единых систем стандартизации, но и об интеграции в промышленность последних технологий, научных разработок, систем автоматизации и искусственного интеллекта, в том числе автоматизации работы персонала, снижения издержек и так далее. Более того, мы уже видим успешные примеры такого взаимодействия: на российских предприятиях успешно применяются японские системы автоматизации технологических процессов, вводятся самые современные IT-инструменты».
«Однако чтобы сохранить такую динамику, городским властям стоит более активно осуществлять поддержку инноваций, создаваемых на петербургских предприятиях. И это должны быть даже не гранты или субсидии, а прежде всего меры по обеспечению внедрения этих разработок в городское хозяйство. Возможности "обкатать" на местном рынке технологические инновации дают как первую отдачу от инвестиций в такие проекты, так и позитивные отзывы по результатам их внедрения. А это очень важное подспорье в дальнейшем продвижении и сбыте такой инновационной продукции в других российских регионах и выводе ее на экспорт»,— уверен господин Березин. Он замечает, что промышленники и венчурные предприниматели очень ждут принятия технологического законодательного пакета, о котором также напомнил президент, поскольку эти документы существенно облегчат правовые режимы для разработки и внедрения в России новых технологий.
По данным Maris, по итогам 2019 года объем неспекулятивного промышленного строительства в городе составил не менее 150 тыс. кв. м. Наиболее активными отраслями в истекшем году были: пищевая промышленность (50%), машиностроение и металлообработка (22%), химическая и нефтехимическая (18%). Действующие в Петербурге индустриальные парки пока качественно не изменили лицо промышленности Петербурга, но и тут есть успехи: так, в 2019 году на территории индустриального парка «Орион» открылся завод финской компании Vilakone Oy по производству коммунальной техники.
Борис Мошенский, генеральный директор управляющей компании Maris в ассоциации с CBRE, говорит: «Основной тенденцией становится возрастающий на рынке интерес со стороны производителей к качественным проектам и комплексно осваиваемым территориям, а также увеличение спроса на услуги профессиональных строительных организаций. Все менее привлекательны для игроков проекты "в чистом поле", возводимые хозяйственным способом. К сожалению, ввиду специфики требований каждой отрасли к качеству и инженерно-техническому оснащению зданий и сооружений объемы спекулятивного строительства в сегменте промышленных объектов очень невысоки».