Дата

90 лет назад «Огонек» рассказал о первой «бытовой коммуне» в СССР

90 лет назад «Огонек» рассказал о первой «бытовой коммуне» в СССР, участниками которой стали молодые рабочие фабрики «Скороход» и иных предприятий Ленинграда. Рассказ впечатляет и сегодня: «ударники быта» не один месяц искали помещение для жилья, поначалу обосновались в бывшей синагоге. Но вскоре переехали в помещение, которое «более или менее отвечало элементарным требованиям благоустройства коммуны». Что касается будней, то о них журнал писал так:

Коммунары за завтраком (сверху). Дитя первой бытовой коммуны Ленинграда Нинель слушает радио

Фото: Архив журнала "Огонёк"

«Личное имущество каждого обобществлено вплоть до одежды. В столовой на столе стоит ящик с деньгами — каждый коммунар может взять отсюда на карманные расходы. Впрочем, в последнее время шкатулка пустует.


Дело в том, что Коммунотдел (так называли отделы местных Советов, ведавших в том числе и эксплуатацией зданий.— "О") отремонтировал синагогальное помещение на Лиговке как раз перед тем, как коммуна выехала оттуда. В новом помещении (куда она переехала.— "О") Коммунотделом тоже был произведен ремонт. Ныне же ведомственный аппарат Коммунотдела методически взыскивает за оба ремонта… В результате некоторые коммунары принесли с получки по 13 коп. Тем не менее коммуна не падает духом, и жизнерадостное чувство здорового коллективизма поддерживает ее в борьбе с препонами ведомственного бюрократизма. Приготовление пищи лежит на двух членах коммуны, освобожденных от службы для работы в коммуне. В коммуне есть один ребенок. За годовалой коммунаркой ухаживает специально освобожденная коммунарка».

«Огонек» признавал, что в коммуне есть недостатки, но отмечал: первые «лаборатории нового коммунистического быта» не могут быть безупречны: «Бытовая коммуна играет огромную пропагандистскую роль… Подобно тому, как ударники на производстве приближают социализм, осуществляя идею реконструкции промышленности, точно так же ударники быта строят социализм, реконструируя и коллективизируя так называемую личную жизнь».

Вся лента