Российское образование выходит из школы
Исследователи отмечают повышенное внимание родителей к услугам репетиторов
Почти половина родителей в России отдали детей в платные секции, а больше четверти семей нанимают репетиторов, в том числе чтобы устранить пробелы c освоением школьной программы. К таким выводам пришли авторы ежегодного мониторинга общего образования из Института прикладных экономических исследований РАНХиГС. Эти данные, по мнению авторов исследования, могут свидетельствовать как о расширении возможностей платного обучения, так и об уменьшении количества востребованных бесплатных занятий для детей.
Ученые РАНХиГС опросили 1678 респондентов из Москвы, Ивановской и Свердловской областей. Они беседовали с родителями, учителями и директорами школ, а также использовали открытые данные Росстата и Минпросвещения. Согласно результатам мониторинга, родители школьников, по их собственной оценке, принимают «активное участие» в обучении детей: помогают с уроками, следят за успеваемостью, общаются с учителями. 42,9% родителей оплачивают посещение секций, 25,9% семей нанимают репетиторов, а 13,2% — оплачивают дополнительные занятия.
Возможности нанимать репетиторов и выбирать школу зависит от места проживания: 58,7% сельских семей приложили усилия к поступлению ребенка в определенное учебное заведение, в городах таких около 80%.
Дополнительные занятия в школе, согласно результатам исследования, оплачивают 2,4% семей в сельской местности, 15,9% жителей крупных, средних и малых городов, а также 19,3% жителей региональных столиц. На селе практически в два раза меньше доля тех, кто оплачивает дополнительные кружки и секции, по сравнению с семьями из региональных столиц (25,1% и 55,8%). При этом даже среди респондентов, оценивших свое материальное положение как низкое, 18,2% опрошенных нанимают репетиторов. Среди семей с высоким уровнем дохода их доля в два раза выше — 36,2%.
Авторы исследования отмечают существенное увеличение внимания россиян к поступлению детей в первый класс.
Около 70% опрошенных родителей поддерживают идею обязательной предшкольной подготовки. Степень вовлеченности родителей в подготовку домашнего задания снижается по мере взросления детей. По данным мониторинга, 45,4% родителей восьмиклассников регулярно помогают в выполнении домашних заданий и 70,2% помогают готовить уроки по тем предметам, которые нужны для получения будущей профессии. Среди родителей одиннадцатиклассников 24,8% помогают в выполнении всех домашних заданий и 54,1% — при выполнении уроков по предметам, необходимым для поступления в вуз.
Репетиторов родители нанимают тем чаще, чем старше становится ребенок. Более половины одиннадцатиклассников (57,1%) занимаются с репетиторами. 68,9% школьников регулярно посещают занятия вне школы. Среди них 23,8% ходят на платные кружки, 36,2% — на бесплатные и 22,5% совмещают платные и бесплатные секции. Доля детей, посещающих допзанятия с целью «подтянуть» учебные предметы или подготовиться к ЕГЭ, также велика — 24,8%.
Ученые РАНХиГС отмечают, что увеличение числа детей, посещающих платные кружки, может свидетельствовать как о расширении возможностей платного обучения, так и об уменьшении количества бесплатных образовательных услуг. «Родители абитуриентов часто совершают ошибки, принимая решения об оплате дополнительных занятий»,— считает доцент кафедры онтологии и теории познания ФГСН РУДН Дмитрий Мамченков. «Во-первых, они часто рассчитывают, что, заплатив большие деньги репетитору, можно купить знания, хотя знания — прежде всего работа самого человека. Во-вторых, часто вспоминают об углубленной подготовке за год, а то и за полгода до экзаменов, хотя обычно только за два-три года углубленной подготовки удается добиться существенных успехов. Третья проблема — неправильный выбор репетитора»,— говорит господин Мамченков. Отметим, в конце прошлого года тогдашний министр просвещения РФ Ольга Васильева заявляла, что домашние задания должны занимать у школьников минимум времени, а все необходимое ребенок должен получать в школе, а не с репетиторами.