Соцопросы дождутся выборов
Почему социологи перестали проводить электоральные исследования
Российские социологические фонды отказываются публиковать рейтинги электоральной поддержки президента Владимира Путина: вслед за ВЦИОМом такое решение принял фонд «Общественное мнение». Ранее ФОМ спрашивал респондентов, за кого бы они отдали свой голос, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье.
Такой вопрос снова начнут задавать, когда станут известны кандидаты на предстоящих президентских выборах, пояснила “Ъ FM” аналитик фонда «Общественное мнение» Ирина Осипова: «Это решение когда-то нужно было принять, поскольку вопрос теряет смысл. Тот список кандидатов, который мы использовали, неактуален — если ничего не изменится, Владимир Путин уже не сможет баллотироваться в третий раз. Мы не сделали этого раньше, потому что использовали этот вопрос как индикатор отношения к Путину, но, поскольку у нас есть другие вопросы на эту тему, например, о том, как люди оценивают работу президента (хорошо или плохо), доверяют они Путину или нет и как к нему относится их окружение, мы решили отказаться от этого вопроса. Открытые вопросы кажутся нам ненадежными, потому что мы не можем объяснить, чем обусловлена динамика ответов. Мы их уже давно не используем».
ВЦИОМ перестал публиковать подобные рейтинги в прошлом году и планирует возобновить их ближе к очередным президентским выборам. Глава ВЦИОМа Валерий Федоров считает, что люди пока просто не интересуются этой темой: «Выборы президента прошли в марте 2018 года, а следующие должны состояться в марте 2024 года. Люди знают, кто президент сейчас, но не знают, кто хочет быть президентом, кандидаты не заявлялись. Где мы возьмем кандидатов, сами придумаем? Они тут же начнут требовать, чтобы их убрали из списка. Поэтому, конечно, мы убрали этот вопрос и не планируем его в ближайшее время возвращать, по крайней мере до 2021 года, даже до 2022-го.
Сейчас тема транзита, преемничества Путина, существует только в медиа и узком круге элиты, а для широкого круга людей такой темы нет. Когда появится, тогда и будем опрос проводить».
Рейтинг Владимира Путина в последнее время падает: летом прошлого года, согласно опросу ФОМ, он опустился до минимума за все время его президентства — до 43%. Политолог, президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что решение перестать публиковать такие рейтинги может быть связано с падением популярности власти в целом: «Были моменты рейтинговых провалов власти в 2013 и 2018 годах, но даже тогда рейтинги публиковались еженедельно, хотя иногда это выглядело неожиданно. Поэтому необходимости что-то очень быстро решать, чтобы читатель ни о чем не узнал, не было и нет. У публикаторов есть формальные основания говорить о том, что Путин в президенты больше не баллотируется, поэтому его президентский рейтинг измерять не очень актуально, а оставлять в бюллетенях Зюганова, Грудинина, Медведева, Мишустина, Собянина и Дюмина нелогично. Тем не менее, политическая элита и эксперты привылки, что электоральные рейтинги регулярно публикуются уже 20 лет, и их можно сравнивать. Возникающее ощущение утраты публичного индикатора способно дизориентировать и экспертов, и власть. Это больше похоже на политическое решение, принятое заказчиками, чем на инициативу социологических центров, которым эти рейтинги повышают цитируемость.
Я допускаю, что в условиях некоторой нервности, которая существует в последние недели вокруг разговоров о будущем транзите власти, досрочных выборах и т. д., ситуацию решили не усугублять, тем более что отставка правительства Медведева, вопреки ожиданиям, не вызвала мощного всплеска рейтинга власти: он прибавил пару процентов, но это меньше, чем ожидалось все эти годы».
Левада-центр продолжит измерять электоральные рейтинги каждые два-три месяца с помощью открытых вопросов. В последний раз организация проводила такой опрос в декабре прошлого года: тогда отдать голос за Владимира Путина согласились 38% опрошенных. Фонд «Общественное мнение» также провел последний электоральный опрос в декабре: по его данным, за Путина готовы были проголосовать 45% респондентов.