Александру Виннику грозит кругосветка по тюрьмам

Адвокаты обвиняемого назвали это внесудебной расправой

На пресс-конференции в Париже адвокаты россиянина Александра Винника, арестованного два с половиной года назад в Греции и в январе отправленного во Францию, заявили о «психологических пытках», которые испытывает их подзащитный накануне первого рассмотрения дела во французском суде.

Слева направо: адвокаты Александра Винника Ариан Зимра, Зои Константопулу и Тимофей Мусатов

Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ

Пресс-конференция началась с опозданием. Три адвоката — француженка Ариан Зимра, гречанка Зои Константопулу и россиянин Тимофей Мусатов приехали из больницы Питье-Сальпетриер, где в ожидании судебного заседания содержится Александр Винник. По их словам, после трех голодовок (последняя продолжается уже 36 дней) его состояние внушает тревогу. Основателя криптовалютной биржи BTC-e российского гражданина Александра Винника во Франции подозревают в том, что через его площадку проходили криминальные выплаты, в частности выкупы и взятки. Те же обвинения в отмывании денег, финансировании незаконных политических операций и валютных спекуляциях звучат в его адрес в США. В России его ждут для предъявления обвинения в мошенничестве. Именно в Россию Александр Винник предпочел бы отправиться для участия в процессе, но греческое Министерство юстиции первым удовлетворило, согласно правилам, европейское ходатайство, выдав заключенного Франции.

Как рассказала Зои Константопулу, греческие власти сделали это в нарушение имевшегося постановления о приостановке экстрадиции в связи с состоянием здоровья арестованного. Прямо в больничной пижаме Александра Винника из афинской больницы доставили в аэропорт и специальным рейсом перевезли в Париж — «это было похищение, а не выдача».

Как подчеркнула госпожа Константопулу, не владеющего французским языком россиянина по прибытии пытались заставить подписать документ, среди прочего включающий согласие на изоляцию и отказ от встречи с адвокатом.

Француженка Ариан Зимра подтвердила, что господин Винник является объектом нескольких судебных процедур. Но ни в одной из них, по ее словам, у него нет ясной роли, очевидного статуса обвиняемого. Что лишает его возможности готовить защиту. Как напомнила госпожа Константопулу, согласно параграфу 3 статьи 6 Европейской конвенции по правам человека, «каждый имеет право на доступ к своему делу, он должен услышать обвинения в свой адрес на том языке, который он понимает, чтобы подготовить защиту в разумные сроки». Даже защита до сих пор не имела возможности полноценно ознакомиться с делом, составляющим семь томов. На это им пока что было отведено три четверти часа.

«Все время чинились препятствия в общении с Александром, которого перевезли из одной больницы в другую, никому об этом не сообщив, а потом затруднив доступ к нему специально прилетевшему из России адвокату Тимофею Мусатову»,— сказала госпожа Зимра.

Тимофей Мусатов подтвердил, что состояние господина Винника «можно назвать критическим... он потерял 30% веса, обезвожен».

Первое судебное заседание, которое должно определить меру пресечения, назначено, но неизвестно еще, отвезут ли его в суд или судьям самим придется отправиться на встречу с ним в больницу. Французские следователи, как отметил господин Мусатов, подозревают его подзащитного в преступлениях, совершенных в 2017–2108 годах, то есть тогда, когда тот уже находился в греческой тюрьме.

«Александр просил передать,— добавил адвокат,— что стал жертвой политических интриг, жертвой несовершенства законодательства, теперь установившего ответственность за оборот криптовалют, которая отсутствовала в то время, когда он работал».

Адвокаты против строгой изоляции, в условиях которой пребывает их подзащитный, и порицают Министерство юстиции Франции за то, что оно еще до прибытия господина Винника в Париж (на пресс-конференции предъявили этот документ) предписало содержать его под особым надзором: «Это нарушает его человеческие права. Вот уже более двух лет он оторван от родственников. У его жены диагностирован рак мозга, но Александру Виннику запрещено общение с ней, как и с двумя детьми».

Греческое правосудие сейчас предполагает следующий ход процесса. Из афинской тюрьмы подзащитный должен быть, как это уже случилось, передан Франции, но по завершении всех судебных процедур, сколько бы времени они ни заняли, вернуться в Грецию. Затем господина Винника выдадут США и после долгого процесса снова вернут в Грецию, чтобы, наконец, выдать России. Четыре запроса об экстрадиции: два российских, один французский и один американский — обещают господину Виннику несколько лет жизни в тюрьмах, то есть, по сути, внесудебную расправу, считает греческий защитник Зои Константопулу. «Это беспрецедентное решение само по себе — внесудебное наказание»,— отметила она.

Почему России не удается предотвращать экстрадицию своих граждан в США

Смотреть

Алексей Тарханов, Париж

Вся лента