Ivi покажется на бирже

Онлайн-кинотеатр начал подготовку к IPO

Как стало известно “Ъ”, крупнейший российский онлайн-кинотеатр ivi рассчитывает до конца 2020 года выйти на IPO. Для подготовки к размещению компания уже привлекла инвестбанк JP Morgan Chase, в качестве площадки рассматривается американская NASDAQ. На фоне успешного размещения Headhunter в прошлом году ivi может оцениваться более чем в $700 млн, считают аналитики.

Фото: Анна Майорова / URA.RU / ТАСС

Онлайн-кинотеатр ivi начал активную фазу подготовки к IPO, рассказали “Ъ” собеседники на рынке видеосервисов, медиарынке и в инвестиционном сообществе и подтвердил источник, знакомый с планами компании. По словам одного из собеседников, ivi привлекла к подготовке размещения JP Morgan Chase. Компания также наняла специалистов по инвестициям, которым поставлена задача «провести IPO до конца года», говорит другой источник. Размещение планируется на нью-йоркской бирже NASDAQ, утверждает еще один собеседник. В пресс-службе ivi заявили, что не комментируют слухи. В JP Morgan Chase не ответили на запрос. Леонид Богуславский, чей ru-Net Holdings (сейчас — RTP Global) был одним из первых инвесторов ivi, заявил, что решение о проведении IPO «пока не принято».

1

российская технологическая компания вышла на NASDAQ за последние пять лет

Ранее гендиректор и основатель ivi Олег Туманов неоднократно говорил о планах онлайн-кинотеатра по выходу на биржу. В 2018 году в интервью TJournal он отмечал, что IPO может состояться к 2020 году, «если не будет никакого очередного обвала рубля». При этом рассматривались и стратегические инвесторы: так, в апреле 2019 года РБК сообщал, что МТС ведет переговоры о покупке ivi примерно за 20 млрд руб. (около $320 млн по курсу ЦБ). В сентябре 2019 года стало известно, что ivi привлекла инвестиции от консорциума инвесторов во главе с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ).

Онлайн-кинотеатр ivi основан в 2010 году. Среди его инвесторов — ru-Net Леонида Богуславского, фонды Baring Vostok, Tiger Global, Frontier Ventures, РФПИ и др. По итогам 2018 года выручка сервиса выросла на 62%, до 3,9 млрд руб. В декабре 2019 года ivi анонсировала стратегическое партнерство со студией Carbon Production, которую возглавит продюсер Тина Канделаки, в рамках которого онлайн-кинотеатр инвестирует до 1,5 млрд руб. в производство фильмов и сериалов.

По предварительным данным «ТМТ Консалтинга», объем рынка онлайн-кинотеатров в России в 2019 году превысил 17 млрд руб., но доли его участников пока не подсчитаны. По итогам 2018 года «ТМТ Консалтинг» оценивал долю ivi в 36%, следом шли Okko (19%) и «Амедиатека» (9%). Okko уже отчиталась об итогах года: выручка сервиса выросла на 96%, до 4,9 млрд руб., писал “Ъ” 21 января.

По словам одного из собеседников “Ъ”, успешное IPO российского онлайн-сервиса Headhunter на NASDAQ в мае 2019 года подстегнуло ivi к активной подготовке к размещению на бирже. Топ-менеджер на медиарынке утверждает, что если раньше для компании выход на IPO был только планом, то сейчас это «приоритетная задача». «Им нужны деньги на развитие, а новые инвесторы не заходят»,— поясняет он. Другой собеседник считает, что рынок контента становится «очень капиталоемким и нагревается», при этом ivi, в отличие от конкурентов, например «Кинопоиска» и Okko, осталась без большого партнера и вне экосистем, поэтому становится более уязвимой, что и подталкивает искать инвестиции или готовиться к IPO. Источник, близкий к одному из акционеров ivi, отмечает, что онлайн-кинотеатр в 2019 году не хотел переходить под контроль стратегического инвестора, поскольку планировал «привлечь инвестиции, нарастить базу контента, поднять свою стоимость, после чего выходить на биржу».

Чтобы выйти на IPO, важно быть лидером сегмента с долей рынка от 40% до 60%, полагает венчурный инвестор, основатель A.Partners Алексей Соловьев. «Компания, которая специализируется на одном региональном сегменте, должна занимать полумонопольное положение. Ivi приблизительно проходит по нижней границе коридора»,— считает он. На фоне недавнего IPO Headhunter ситуация достаточно благоприятная, уверен господин Соловьев.

Опираясь на мультипликатор Netflix и прогнозируемую выручку ivi за 2019 год, аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын оценивает всю компанию в $720 млн. По его мнению, андеррайтеры, вероятно, будут оценивать ее в $700–800 млн. Получается, что МТС хотела купить компанию в два раза дешевле, констатирует аналитик, но за ivi стоят «опытные фонды, которые надеются выручить больше».

Дмитрий Шестоперов, Анна Афанасьева, Валерия Лебедева, Юлия Тишина

Вся лента