Отельерам не хватило лояльности
Они снова просят ограничить Booking.com
Новые требования Еврокомиссии к Booking.com стимулировали российский бизнес снова пожаловаться на сервис в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). «Опора России» предлагает регулятору снизить возможность площадки влиять на выбор пользователей, обязав ее информировать их о полной стоимости бронирования. Решение еврочиновников может спровоцировать ФАС дать оценку ущемлению интересов российских потребителей гостиничных услуг, не исключают юристы.
«Опора России» обратилась в ФАС с предложением ввести новые ограничения для Booking.com в России в части снижения возможности «манипулятивных мер» со стороны сервиса бронирований. Об этом говорится в тексте письма, направленного общественной организацией в ФАС (копия есть в распоряжении “Ъ”). Так, «Опора» указывает на необходимость разъяснять пользователям, что сообщения «в продаже остался только один номер» или «вы не успели забронировать» относятся только к комнатам, которые реализуются непосредственно через Booking.com, в то время как на сайтах самих отелей и других систем бронирования номера могут быть доступны.
Организация настаивает, что пользователям изначально должна отображаться общая цена, которую потребители заплатят с учетом всех налогов и сборов, а условия ранжирования средств размещения в рейтинге должны быть разъяснены.
Еще один блок требований «Опоры России» касается снятия с отелей обязательства снижать стоимость бронирования для гостей, которым удалось найти аналогичное предложение в том же средстве размещения дешевле. Сейчас возврат ценовой разницы гарантируется для предложений, помеченных значком «мы возвращаем разницу в цене» и «гарантия лучшей цены».
В обоснование своей позиции «Опора» указывает, что аналогичные требования к Booking.com в декабре 2019 года предъявила Еврокомиссия (ЕК): выполнить их площадка должна не позднее 16 июня 2020 года.
В Booking.com затруднились прокомментировать ситуацию на российском рынке. В ФАС не ответили оперативно на запрос “Ъ”. В «Опоре» рассчитывают, что возможность установления для Booking.com дополнительных ограничений ФАС рассмотрит в четверг, 30 января.
Партнер юридической компании НАФКО Павел Иккерт объясняет, что решение ЕК не имеет силы за пределами ЕС. «Основанием для принятия мер со стороны ФАС может быть исключительно наличие признаков или выявленного нарушения российского законодательства»,— рассуждает он. Хотя консультант O2 Consulting Георгий Мурзакаев обращает внимание на то, что в тексте решения ЕК указано, как политика Booking.com нарушает права не только самих отельеров, но и пользователей сервиса. «Текст может стать базой для ФАС при оценке ущемления интересов российских потребителей»,— предполагает он.
Ограничений для Booking.com в России бизнес добивается с начала 2019 года. Первоначально «Опора» попросила ФАС лишить сервис возможности навязывать в договорах политику «паритета цен», при которой стоимость номера на Booking.com для пользователя должна быть минимальной. В ноябре регулятор отчасти пошел навстречу отельерам, обязав платформу исключить из соглашений с российскими компаниями требования о паритете цен и номеров, но только в отношении третьих лиц. Такая формулировка не устроила бизнес: в конце 2019 года «Опора России» в новом письме в ФАС обратила внимание, что предписание касается лишь случаев, в которых отели реализуют услуги через посредников, например, иные системы бронирования. Продавать номера дешевле на собственных сайтах гостиницы по-прежнему не могли.
Затянувшееся противостояние гостиничного бизнеса и Booking.com связано с лидирующим положением игрока в России. Ранее в «Опоре» подсчитывали, что он контролирует около 70% запросов на бронирование в стране. Президент ассоциации отельеров Казани и Татарстана Гульнара Сафина рассказывает, что гостиницы выставляют на платформу от 10% до 100% доступных номеров. При этом гостиницы платят площадке комиссию: по словам собеседника “Ъ”, от 15% до 30%. Другой источник “Ъ” в гостиничной индустрии объясняет, что российские отели сейчас решились на вторую волну противостояния с Booking.com вслед за европейскими, которым уже удалось ограничить права сервиса на «паритет цен».