«При аутсорсинге нет главного — экономической безопасности региона»
Вице-премьер Удмуртии Анатолий Строков рассказал о причинах централизации бухгалтерий и отказа от привлечения сторонних организаций
В Удмуртии решили отказаться от идеи по возможному переводу функций бухгалтерских и кадровых служб госучреждений на аутсорсинг. Централизация их полномочий уже началась. Предполагается, что она позволит оптимизировать всю систему учета и отчетности, значительно сократить возможности для ошибок и злоупотреблений и качественнее подходить к управлению финансами. Об ожиданиях от централизации и причинах отказа от аутсорсинга в интервью “Ъ-Удмуртия” рассказал заместитель председателя правительства республики Анатолий Строков.
— Анатолий Иванович, правительство Удмуртии приняло решение о централизации учетных и кадровых служб. Как это будет происходит и что даст?
— Этот процесс затронет очень многих людей. Я здесь, наверное, подчеркну, что самое важное для нас — это люди. Мы проведем централизацию бухгалтерского, бюджетного, казначейского и кадрового учета в республиканских учреждениях и органах государственной власти. Далее он затронет органы исполнительной власти и главных распорядителей бюджетных средств, а затем и подразделение казначейства в министерстве финансов республики. Будет создан централизованный орган в виде казенного учреждения «Центр учета и отчетности УР» на базе существующей централизованной бухгалтерии минздрава. Он будет переподчинен министерству финансов Удмуртии, проработаем штатное расписание, так что в течение одного года мы примем людей, которые занимаются кадровым и бухгалтерским учетом в учреждениях. Сотрудники пока будут продолжать территориально работать в тех же зданиях. Одновременно мы будем проводить и технологическую централизацию — перейдем на одну аттестованную программу, где будут все лицензии, справочники, книги, и люди будут работать в рамках этой среды.
На сегодняшний день мы у нас больше 2 тыс. штатных единиц, но, как вы понимаете, у нас есть вакансии, за счет их сокращения мы вышли на предельную штатную численность 1 774.
— То есть количество фактически работающих не сократится?
— Не сократится, всем будет предложено перейти в Центр учета и отчетности. И мы не уменьшаем зарплату, но повышаем ее у тех бухгалтеров, которые при аналогичных задачах в других учреждениях получают более низкую зарплату. Нагрузка на каждого работника будет определена по единому нормативу. Таким образом, у нас будет единообразие и в подходах по оплате труда всех работников.
— Сообщалось, что в результате такой оптимизации экономия в 2020 году составит 181 млн руб. За счет чего эта сумма высвободится, если фактически количество работающих не уменьшится, при этом у ряда работников будет повышена зарплата?
— У нас есть расчет этой экономии. Она получается, в том числе за счет использования единого программного продукта. Не нужно будет оплачивать большое количество лицензий. На 1 января в республике 367 государственных учреждений, из них 26 обслуживаются в централизованной бухгалтерии минздрава, четыре — в бухгалтерии минобрнауки, остальные имеют собственную бухгалтерию. Это порядка 350 локальных учетных систем, которые закупаются, прописывается отдельная учетная политика. Мы предлагаем единую информационную систему, где будут работать все. Мы убираем возможности для искажений отчетности. Подобных ошибок за 2018 года было на 2 млрд руб. Экономия будет и за счет сокращения вакантного фонда. Использование современных информационных систем и электронного документооборота между учреждениями, поставщиками и подрядчиками позволит снизить затраты на низко квалифицированный, рутинный труд кадровиков и бухгалтеров и устранить дублирующие функции. Решить проблемы повышения эффективности работы бухгалтерских и кадровых служб в отдельно взятом учреждении за счет использования новых информационных технологий достаточно сложно, и обычно руководители просто нагружали этих людей непрофильными функциями. Весь высвободившийся объем средств будет направлен на проведение этой реформы, дополнительные средства на изменения из бюджета мы запрашивать не будем.
— Что в итоге такая оптимизация даст, помимо экономии?
— У нас нет на сегодняшний день ресурсного аналитического центра, который бы позволил мне как зампреду получить аналитику по управлению государственными финансами в наших учреждениях. Сейчас нужно писать запросы в каждое ведомство, которое их спускает в свои подведомственные учреждения, затем эта информация вручную сводится. Вероятность ошибок и искажения возрастает. Единая управленческая модель позволит в режиме реального времени отслеживать ситуацию с госфинансами.
— Помимо удобства для чиновников, что это даст республике?
— Принимать грамотные управленческие решения, потому как на сегодняшний день решения затягиваются на долгое время. Точная оперативная информация по финансам нужна и главе республики. Мы наконец-то приходим к цифровой модели управления финансами. Это делается не только на региональном, но и на федеральном уровне.
В дальнейшем, когда мы будем к этому готовы, Центр учета и отчетности может взять на себя и соответствующие функции муниципальных учреждений и главных распорядителей средств муниципальных бюджетов, если они об этом попросят и примут необходимые акты, заключат с центром соглашения. Мы понимаем, как сложно в муниципалитетах бывает с финансистами и бухгалтерами, и готовы будем в этом отношении помочь.
— Концентрация полномочий по учету и отчетности в одном центре не приведет к задержкам? Наверное, руководителям госучреждений хотелось бы, чтобы бухгалтерия была поближе.
— Да, вполне возможно, что директор был бы рад тратить средства на свое усмотрение, поэтому нужен предварительный контроль управленческих решений, чтобы не допустить самого нарушения. Мы должны проверить, заложены ли эти средства по плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения либо по смете доходов и расходов. Все эти процессы не должны зависеть от руководителя. Он принимает управленческие решения, заключает договоры, работает с единым центром закупок, но на все это должны даваться соответствующие заключения. Сейчас все это мы видим в программе и в случае необходимости каким-то образом корректируем принятые руководством госучреждения решения либо запрещаем, чтобы не было такого, что при невыплаченной работникам зарплате директор позволяет себе нерационально тратить средства.
То есть, повторюсь, все счета, договорные отношения, внебюджетные доходы — все остается в учреждении. Заключать договоры, подписывать акты выполненных работ и накладные, принимать решение о приеме на работу будет руководитель учреждения. Зона ответственности создаваемого республиканского центра: учет и отчетность, отражение фактов хозяйственной и кадровой жизни. Руководитель заключает договор, передает его в центр; счета, акты, счета-фактуры и все то, что входит в понятие «учет и отчетность», ведет централизованная бухгалтерия.
— В плане по централизации бухгалтерских и кадровых служб была указана разработка дорожной карты по передаче этих функций на аутсорсинг. Действительно ли предполагается привлечение сторонней организации?
— Вы видели, наверное, к какому времени этот пункт относится — это конец 2020 года. Саму идею по аутсорсингу обсуждают давно. Точечно в ряде регионов ее воплотили в жизнь, но от нее стали отказываться, потому что ожидания по экономии, эффективности и качеству работы не оправдались. И нет главного — экономической безопасности самого субъекта РФ. Мы должны работать в своей системе и своими руками, чтобы не получилось так, что уходит директор учреждения-аутсорсера и выключает всему региону учетный процесс.
Завершится госконтракт с аутсорсером — и он нам больше ничего не должен. С этой точки зрения Минфин РФ проанализировал, что было с аутсорсингом во всех субъектах РФ, которые на это пошли, и четко нам указал: никакого аутсорсинга, передача полномочий — только на постоянной основе.
Таким образом, полномочия бухгалтерского учета можно будет передать только финансовому органу —региональному минфину, а он в свою очередь может осуществлять эти полномочия через казенное учреждение — в нашем случае — Центр учета и отчетности, то есть мы выбрали именно тот вариант, который предлагает Минфин РФ.
Пункт по аутсорсингу мы оставили на конец года, потому что федеральный Минфин медлил с решением. Мы ждали конкретики еще весной прошлого года. Многие регионы под напором крупных аутсорсинговых компаний просто не знали, что им делать без четких рекомендаций из Москвы. Мы не знали, как отвечать людям, которые приходили со своими ценовыми предложениями.
— То есть в правительство Удмуртии поступали предложения от желающих взять учет на аутсорсинг?
— Конечно. Они до сих пор поступают от разных организаций, понятно, что в любом случае предстояли бы конкурентные процедуры, если бы на аутсорсинг мы решились. Но когда они начинают подробнее рассказывать, мы понимаем, что все это можем делать и в собственном учреждении лучше, дешевле, качественнее и безопаснее.
— У нас есть информация, что одна некоммерческая организация написала обращение главе Удмуртии, в котором просит не проводить централизацию бухгалтерий. Там говорится, что они сотрудничали с некоторым госучреждениями, которые помогали им за счет своих внебюджетных средств. Из-за передачи полномочий в единый центр учета они опасаются, что такое сотрудничество будет невозможным. Как можете прокомментировать это обращение?
— Как было дело на самом деле. Мы провели встречу с первой группой учреждений, которые переходят на учет в этот центр. Кому было интересно, задавали вопросы, но кто-то в этот момент сидел и что-то рисовал с видом, мол, вы говорите, а у меня все равно все будет по-своему, я добьюсь. И некоторые директора учреждений подключили НКО, депутатов, профсоюзы, чтобы раздуть эту тему. Они неправильно доводили информацию и до своих работников о том, что процесс централизации их не коснется.
— С какой целью?
— Я так скажу: когда нечего скрывать, то нечего и бояться. Я никого не хочу обвинить, но это первое, что приходит на ум. К счастью, таких учреждений было два, они и пишут письма, нагнетают обстановку. Эта система централизации позволит жестче контролировать использование бюджетных средств всеми учреждениями. Все, что касается вопросов, связанных с сотрудничеством с НКО и другими особенностями работы, решается в индивидуальном порядке. Мы готовы выслушать предложения, обсудить варианты решения, некоторые просто не идут на контакт. Мы в этом плане всегда открыты.