Подготовку терактов довели до суда
Начался процесс по делу дагестанцев, утверждающих, что готовили покушение на Филиппа Киркорова
В Южном окружном военном суде (ЮОВС) начался процесс по делу жителей Дагестана, обвиняемых в приверженности к запрещенной в России террористической организации «Исламское государство». Подсудимые, по версии следствия, готовили теракты в республике, а запланированный ими взрыв на концерте Филиппа Киркорова в Махачкале не состоялся лишь потому, что злоумышленники не смогли пронести взрывчатку через полицейский кордон. Подсудимые отрицают свою причастность к вменяемым им преступлениям.
На заседании ЮОВС прокурор зачитал обвинительное заключение по делу Хидирнеби Казуева, Габибулы Халдузова, Самира Ибрагимова и Шамиля Магомедова. Подсудимым в соответствии с отведенными им следствием ролями инкриминируются организация террористического сообщества и незаконного вооруженного формирования (НВФ) или участие в нем, а также незаконное приобретение взрывчатых веществ, создание взрывного устройства и покушение на теракт (ч. 1 и ч. 2 ст. 205.4, ст. 205.3, ч. 1 ст. 208, ч. 1 и ч. 2 ст. 205.5, ч. 3 ст. 223.1 и ч. 3 ст. 222.1, ч. 1 ст. 30 и п. «а» ч. 2 ст. 205 УК РФ). После оглашения обвинительного заключения подсудимые заявили, что не признают вменяемых им в вину преступлений. Однако подробно свою позицию они пообещали изложить в ходе судебного разбирательства.
Адвокаты просили отложить процесс, поскольку не успели подготовиться к началу судебного следствия, до конца не изучив дело и не согласовав позицию с доверителями.
Суд удовлетворил просьбу защиты, назначив заседание на 6 февраля.
Согласно обвинительному заключению, в октябре 2016 года Хидирнеби Казуев и Габибула Халдузов объединились в террористическое сообщество для создания в Махачкале НВФ (незаконного вооруженного формирования). Познакомились молодые люди, работая на стройке, поняв, что разделяют общие религиозные взгляды и хотят установления законов шариата в республике, они решили действовать сообща. Следователи полагают, что подельники планировали совершать в Дагестане преступные акции, поддерживающие идеологию запрещенной в России террористической организации «Исламское государство». Через год к приверженцам ИГ присоединились и другие работники стройки — Ислам Муслимов (его дело выделено в отдельное производство), Самир Ибрагимов и Шамиль Магомедов.
Следствие установило, что Казуев, Халдузов, Ибрагимов изучали террористическую деятельность, занимались психологической подготовкой, приобретали знания и навыки обращения с взрывными устройствами и взрывчатыми веществами.
Информацию они получали в специальных группах в мессенджере Telegram. Так, Казуев научился собирать самодельные взрывные устройства (СВУ), затем он продемонстрировал Халдузову и Ибрагимову возможные способы изготовления взрывчатых веществ и методы подрыва взрывных устройств.
Молодые люди, как указывается в деле, присягнули на верность ИГ, избрав своим руководителем (амиром) Ибрагимова, который общался в мессенджере с представителем боевиков в Сирии. Вскоре они решили перейти к активным действиям. Магомедов приобрел необходимый компонент для СВУ. После чего на съемной квартире Казуев изготовил пять самодельных бомб, две из них были маломощные, чтобы опробовать.
Из дела следует, что подельники «потренировались» на стройплощадке в Махачкале, установив СВУ в шлакоблоки, полученный результат убедил их в эффективности взрывчатки.
Более мощные самодельные бомбы, как считают следователи, сообщники решили использовать в диверсионных целях. Узнав, что 6 июля 2017 года в Приморском парке Махачкалы состоится концерт Филиппа Киркорова, молодые люди задумали «свое шоу». За несколько часов до представления они пришли в парк, чтобы установить СВУ, однако плотное кольцо полицейских не позволило им осуществить задуманное. Злоумышленники ретировались, но от диверсионных планов не отказались, рассматривая для теракта другие мероприятия в Махачкале, в частности молодежный фестиваль. Они также хотели напасть на полицейский патруль, чтобы похитить табельное оружие и уйти в подполье, но затем передумали.
Участники группы были задержаны осенью 2017 года по оперативным данным, поступившим в ФСБ. Халдузова задержали в Москве. В ходе обыска дома у Ибрагимова под кроватью нашли три самодельные бомбы.
Подозреваемые сознались в своих действиях и намерениях, но когда им было предъявлено обвинение в окончательном варианте, то Казуев заявил, что «группа готовила не теракт, а убийство Филиппа Киркорова по заказу Максима Галкина», который он якобы получил от него лично, когда был в Москве. По словам обвиняемого Казуева, Галкин передал ему телефон Nokia с сим-картой и заплатил аванс — 1 млн руб. Как ранее сообщал “Ъ”, адвокат Казуева — Исрафаил Гададов, ссылаясь на вновь открывшиеся обстоятельства, ходатайствовал о привлечении в качестве свидетелей Филиппа Киркорова, Максима Галкина и Аллы Пугачевой. Однако следствие посчитало предложенную Казуевым версию надуманной и отклонило просьбу его защиты об очных ставках и допросах артистов.