Сделка человека
Как Биньямин Нетаньяху благодарил Владимира Путина за помилование Наамы Иссасхар и многое другое
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заехал в Москву по дороге из Вашингтона, чтобы лично «от имени всего народа» поблагодарить президента РФ Владимира Путина за помилование израильтянки и заодно за все хорошее, что было и еще, возможно, будет в отношениях между двумя странами. Израильский гость подчеркнул, что Владимир Путин — первый мировой лидер, с которым он встречается после презентации Вашингтоном «сделки века», плана урегулирования палестино-израильского конфликта. Президент России принял все комплименты в свой адрес, но подчеркнуто сдержанно отнесся к предложению обсудить ситуацию на Ближнем Востоке.
«Господин премьер-министр, вы обращались с просьбой освободить от отбывания наказания гражданку Израиля за правонарушение, которое она совершила, за наличие у нее запрещенных наркотических средств. Хочу отметить в этом также и роль иерусалимского патриарха, который мне привез письмо от мамы этой девушки. И вы знаете, что указ о ее помиловании подписан»,— заявил Владимир Путин в самом начале встречи с Биньямином Нетаньяху в Кремле.
Напомним, что гражданка Израиля Наама Иссасхар была задержана в апреле прошлого года в аэропорту Шереметьево, когда летела транзитом из Дели в Тель-Авив. В ее сданном еще при посадке в Индии багаже были обнаружены 9,6 г гашиша. В октябре Химкинский городской суд Московской области приговорил израильтянку к семи с половиной годам лишения свободы за контрабанду и незаконное хранение наркотических средств.
Адвокаты Наамы Иссасхар неоднократно указывали, что обвинение в контрабанде абсурдно, так как девушка границу России не пересекала.
В декабре уже Московский областной суд постановил оставить приговор без изменений.
И тут неожиданно Владимир Путин в беседе с Биньямином Нетаньяху отметил именно то, о чем адвокаты говорили несколько месяцев. «Она — слава богу, для нее это очень хорошо — не пересекала даже границу Российской Федерации, все это было найдено у нее в багаже при перемещении багажа из одного самолета в другой»,— сказал президент и попросил Биньямина Нетаньяху передать наилучшие пожелания помилованной израильтянке и ее семье.
«Конечно, это очень хорошо. Потому что это опровергает обвинение и приговор, согласно которым границу России Наама Иссасхар как раз пересекла, и именно поэтому ее действия образуют состав преступления. Здравый смысл подсказывает: невозможно совершить преступление в России, не находясь на ее территории (не пересекая границу). Нашу же позицию защиты эти слова президента как раз подтверждают»,— говорится в заявлении партнеров Pen & Paper Вадима Клювганта, Алексея Добрынина и Валерия Зинченко, которые представляли интересы израильтянки в суде.
Но Биньямин Нетаньяху не обращал внимания на такие нюансы, он уже благодарил Владимира Путина «от имени всего народа Израиля за быстрое решение освободить Нааму Иссасхар».
Это «быстрое решение» принималось главой РФ России три с половиной месяца: премьер-министр Израиля и президент Реувен Ривлин обратились к Владимиру Путину с просьбой о помиловании израильтянки еще в середине октября.
Однако только на прошлой неделе, находясь с визитом в Израиле, господин Путин пообещал Биньямину Нетаньяху и маме осужденной Яффе Иссасхар, что «все будет хорошо». Дальше оставалось решить процедурные вопросы. Нааме Иссасхар пришлось лично обратиться к президенту РФ с просьбой о помиловании, хотя ее адвокаты неоднократно говорили, что в этом нет необходимости. Несколько дней ушло на оформление документов, и, как по заказу, вечером перед приездом израильского премьер-министра президент РФ подписал указ о помиловании.
Ваш браузер не поддерживает видео
Израильские СМИ неоднократно отмечали, что Биньямин Нетаньяху хочет использовать возвращение израильтянки в качестве пиар-хода в своей избирательной кампании, как это уже было в апреле прошлого года, когда Россия передала Израилю за пять дней до выборов останки сержанта Захарии Баумеля, погибшего в Ливане в 1982 году. Однако дело Иссасхар несравнимо в глазах израильтян с возвращением останков погибшего солдата домой. И если сразу после вынесения приговора Нааме Иссасхар российским судом израильское общественное мнение обрушило свой гнев на Москву, то в последние недели, когда стало известно о возможном помиловании, всеобщее внимание оказалось сфокусировано на вопросе, что премьер-министр пообещал России в обмен на освобождение Наамы Иссасхар.
По одной из версий, которую, впрочем, подтверждают дипломатические источники “Ъ”, у Москвы был план отпустить израильтянку в обмен на отказ Израиля экстрадировать в США россиянина Алексея Буркова, который обвиняется в киберпреступлениях.
Но Израиль все же выдал господина Буркова США. Уже в преддверии визита Владимира Путина появилась версия о передаче России Александровского подворья в Иерусалиме, на чем Москва настаивала с 2015 года.
Однако источник, близкий к премьер-министру Израиля, заявил израильским журналистам, которые сопровождали Биньямина Нетаньяху в его поездке: помилование Наамы Иссасхар не было частью какой-либо сделки с российским правительством. «Помилование — это способ Путина отдать дань уважения Нетаньяху»,— заявил собеседник журналистов. По его словам, речь шла не только о «выполнении взаимных обещаний», но и о «желании разрешить дело, которое могло бы повредить чувствительным отношениям Израиля с Россией». Зачастую в качестве такого источника цитат в общении с израильской прессой выступает сам премьер-министр.
Эти слова вполне в духе других заявлений Биньямина Нетаньяху, когда он пытался демонстрировать израильской общественности степень своего влияния на мировых лидеров, в том числе Владимира Путина. Так, в ходе его предыдущих визитов в Россию неоднократно звучало, что израильский премьер якобы смог добиться изменения политики Москвы относительно иранского присутствия в Сирии. Однако в ходе встречи в Кремле премьер-министр Израиля говорил без всякой степени превосходства, напротив, делал один за другим комплименты своему российскому собеседнику, благодарил не только за освобождение Наамы Иссасхар, но и в целом за личный вклад в развитие двусторонних отношений.
Особый акцент господин Нетаньяху сделал на том, что Владимир Путин — «первый мировой лидер», с которым он встречается после визита в Вашингтон, где был объявлен план президента США Дональда Трампа по урегулированию палестино-израильского конфликта. «Думаю, что у нас сегодня еще одна особая возможность поговорить, хотел бы услышать ваше мнение, посмотреть, как мы можем собрать силы для мира и спокойного существования»,— сказал премьер Израиля.
До сих пор Биньямин Нетаньяху старался не поднимать тему ближневосточного урегулирования в ходе своих визитов в Россию, хотя Москва всегда упоминала ее в списке обсуждаемых вопросов. Как правило, израильский премьер публично делал акцент на ситуации в Сирии и «иранской угрозе». В этот раз, как отмечают израильские СМИ, Сирия также обсуждалась, но в своем выступлении премьер сделал акцент именно на «сделке века».
В Москве к заявлениям Биньямина Нетаньяху отнеслись подчеркнуто сдержанно.
Владимир Путин в своем приветственном слове поставил ситуацию на Ближнем Востоке на последнее место среди поднятых тем.
Президент подробно вспомнил свой визит в Иерусалим, высказал мнение по делу Наамы Иссасхар и о развитии двусторонних отношений с Израилем, о которых, казалось бы, все было сказано в ходе предыдущей встречи неделю назад. И только после этого Владимир Путин вскользь заметил: «Очень рад возможности обсудить с вами все эти направления нашего взаимодействия. И конечно, ситуацию в регионе тоже». И это совсем нетипично для Москвы.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на вопросы журналистов после встречи Биньямина Нетаньяху и Владимира Путина о «сделке века» лаконично ответил: «Продолжаем анализировать». Ранее и глава МИД РФ Сергей Лавров, и его заместитель Михаил Богданов отмечали, что Москва хотела бы сначала услышать мнение всех заинтересованных сторон — не только палестинцев и израильтян, но и арабских стран, ЕС и ООН.
Как отметил российский дипломатический источник “Ъ”, Москва взяла паузу, и вряд ли стоит ждать каких-либо официальных оценочных заявлений о «сделке века» до намеченной на субботу экстренной встречи министров иностранных дел стран—членов Лиги арабских государств.
«В целом в Москве сомневаются, что "сделка века" может быть реализована, и вряд ли кому-то захочется продвигать обреченный американский проект. Но если арабские страны решат, что план Трампа можно взять за основу дискуссии, то почему бы и не поговорить»,— отметил собеседник “Ъ”.