Легкой атлетикой занялись на высшем уровне
Головные спортивные ведомства взяли кризис в ВФЛА под контроль
Российские спортивные власти в экстренном порядке занялись разрешением острейшей проблемы с одним из наиболее заметных видов спорта. 31 января руководители Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) за грубые нарушения антидопингового регламента могут лишиться своих постов, а сама ВФЛА — потерять аккредитацию Министерства спорта РФ. Напомним, в среду структура Athletics Integrity Unit (AIU) рекомендовала исключить ВФЛА из Международной федерации легкой атлетики (World Athletics), а также предложила запретить российским спортсменам выступать на крупнейших соревнованиях даже в нейтральном статусе. Восстановлением статуса ВФЛА будет заниматься рабочая группа Олимпийского комитета России (ОКР).
30 января ОКР и Министерство спорта РФ опубликовали совместное заявление, посвященное наиболее свежей и актуальной проблеме в отрасли. Речь о статусе ВФЛА и судьбе российских легкоатлетов, в частности их участия в открывающейся в июле Олимпиаде в Токио.
Из текста заявления следует, что по крайней мере до выборов президента ВФЛА 28 февраля в ней, по сути, вводится внешнее управление.
Накануне AIU — независимый дисциплинарный орган, ответственный за обнаружение негативных явлений в легкой атлетике,— рекомендовал Совету World Athletics исключить ВФЛА из своих рядов из-за дела прыгуна в высоту Данила Лысенко. Спортсмен был уличен в предоставлении фальшивой медицинской справки для объяснения пропуска допинг-теста, а у World Athletics появились данные о том, что к покрывательству прыгуна было причастно руководство ВФЛА, включая ее президента Дмитрия Шляхтина (в итоге он был отстранен о работы, а в конце прошлого года подал в отставку).
Головная легкоатлетическая структура приостановила процесс восстановления статуса ВФЛА, попавшей под санкции еще в 2015 году, когда общий допинговый кризис в российском спорте только-только начинался, а также перестала выдавать российским спортсменам персональные приглашения для участия в международных турнирах в нейтральном статусе. ВФЛА был дан срок до середины декабря, чтобы ответить на обвинения. Позже он трижды продлевался. Всего, как говорится в заявлении AIU, у российской стороны было восемь недель на то, чтобы обосновать свою позицию.
Окончательный вариант ответа ВФЛА был передан в AIU в середине января. В заявлении дисциплинарной структуры говорилось, что удовлетворительных объяснений российская сторона так и не предоставила. AIU выразила сожаление в связи с тем, что ВФЛА, несмотря на «очевидные доказательства», решила не признавать вину своих сотрудников и руководителей в случившемся, более того, «продвинулась еще дальше в отрицании своей причастности к делу, обвинении других и срыве процесса». Это показатель того, что «новое руководство ВФЛА является продолжением старого». На заявление AIU сразу же отреагировала World Athletics. Она заявила, что рекомендация будет рассмотрена «в течение нескольких дней». В World Athletics отметили также, что отправят письма в адрес нового министра спорта РФ Олега Матыцина и исполняющей обязанности президента ВФЛА Юлии Тарасенко с предупреждением о последствиях, грозящих России.
Эти последствия и вправду выглядят крайне неприятными. Дело в том, что даже за годы кризиса российская легкая атлетика сохранила мощь.
На чемпионате мира, который состоялся осенью 2019 года в Дохе, ее представители в нейтральном статусе добыли шесть наград. Две из них — прыгуний в высоту и с шестом Марии Ласицкене и Анжелики Сидоровой — были золотыми. Госпожа Сидорова отреагировала на рекомендации AIU открытым письмом с критикой руководителей ВФЛА, которые «полностью все отрицают, отрицают грубо и с претензиями, тем самым обрекая нас с вами на то, что мы останемся и без Олимпиады, и без соревнований вообще на все ближайшие годы, но зато будем выступать на "Русской зиме" до самой старости» и которые «отстаивают только свои личные интересы, а страдают тысячи спортсменов, тренеров и наших болельщиков». Ранее с похожими письмами обращалась к общественности и госпожа Ласицкене.
ВФЛА в своем ответе на угрозу санкций отметила, что «не согласна с обвинениями», которые выдвигаются против нее, из-за «их необоснованности и недоказанности». Структура подчеркнула, что «намерена отстаивать свою невиновность» и «рассматривает все возможные правовые средства в рамках защиты своей позиции и интересов спортсменов». А 30 января ВФЛА объявила об окончании регистрации кандидатов в президенты федерации на выборы 28 февраля и о том, что процедуру прошли семь человек. В список входят функционеры, работавшие в ней в кризисные времена, такие как Юлия Тарасенко, Юрий Борзаковский, Михаил Бутов.
Между тем заявление ОКР и Минспорта РФ по итогам «экстренного совещания» в корне меняет планы руководства ВФЛА на подготовку выборов в «рабочем режиме». В нем предлагается провести 31 января заседание президиума федерации и на нем «рассмотреть вопрос наделения действующей рабочей группы ОКР по восстановлению членства ВФЛА в World Athletics необходимыми полномочиями по организации и проведению внеочередной выборной конференции ВФЛА», а также «полномочиями по взаимодействию с членами ВФЛА, World Athletics, AIU, другими международными организациями». Еще одним пунктом заявления является «рассмотрение вопроса» о сложении полномочий топ-менеджерами федерации, «включая полномочия всех членов президиума организации».
Также 31 января комиссия Минспорта РФ «рассмотрит вопрос о государственной аккредитации ВФЛА»: она фактически эквивалентна признанию федерации и ее права на получение госфинансирования. Этот вопрос уже рассматривался министерством в прошлом году, но тогда ведомство, которое возглавлял Павел Колобков, воздержалось от крайних мер.
Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, полагает, что сейчас, при Олеге Матыцине, аккредитация ВФЛА вполне может быть утрачена.
ОКР и Минспорт РФ подтвердили «готовность к конструктивному взаимодействию с World Athletics, AIU и структурами, отвечающими за возобновление ранее приостановленной процедуры допуска чистых российских спортсменов и обеспечение их равноправного участия в международных соревнованиях и предстоящих Олимпийских играх». Они также акцентировали внимание на том, что «с уважением относятся к той работе, которую ведут World Athletics и AIU по обеспечению чистоты и целостности легкой атлетики». В документе сказано, что «нет никаких оснований не доверять ходу и формату процедур, реализуемых AIU для выяснения всех обстоятельств так называемого "дела Лысенко" и степени причастности к нему должностных лиц из состава прежнего руководства ВФЛА». В конце заявления спортивные ведомства информируют о том, что планируют «обратиться к руководству World Athletics с просьбой отложить рассмотрение вопроса о применении к ВФЛА исключительных санкций, обозначенных в официальном заявлении AIU» и выражают «готовность предпринять необходимые шаги в рамках своих полномочий по нормализации взаимодействия между ВФЛА и World Athletics, а также решению вопросов, связанных с текущим статусом Всероссийской федерации легкой атлетики».