Очей оцифрование
Михаил Мишустин предложил стратегию цифровизации для ЕАЭС
Первый зарубежный визит Михаила Мишустина в должности премьер-министра пришелся на Казахстан — в Алматы 31 января прошло заседание межправсовета Евразийского экономического союза (ЕАЭС). До него высшие чиновники успели обсудить технологические перспективы союза на форуме о цифровом будущем — там, в частности, предлагалось юридически признать электронную подпись на всем пространстве ЕАЭС и придать цифровой трансформации статус евразийского проекта. На самом заседании межправсовета премьеры вернулись к уже привычной проблеме снятия барьеров на союзном рынке — для ее решения среди прочего было предложено дать Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) право отменять национальные нормы, противоречащие союзному праву.
Погружение в евразийскую повестку для Михаила Мишустина началось с близкой ему темы — 31 января в Алматы он выступил на форуме «Цифровое будущее глобальной экономики». Там он сообщил, что четыре «основные свободы» ЕАЭС (движение рабочей силы, капитала, услуг и товаров) должны быть подкреплены общей цифровой платформой — на ее базе, в частности, необходимо продолжить работу над системой прослеживаемости товаров.
По мнению Михаила Мишустина, странам «пятерки» необходимо создать единую систему цифровой идентификации в ЕАЭС, для этого требуется признание на всем союзном пространстве электронной цифровой подписи.
При ведении электронного документооборота важна защита данных, поэтому его необходимо вести в «доверительной, универсальной межгосударственной» среде, которая должна работать на общих стандартах — о них странам еще нужно договариваться.
«Иначе мы просто перестанем распознавать друг друга, и средства постсертификации не будут работать уже в ближайшее время — это угроза дезинтеграции»,— предупредил российский премьер. По его словам, в ЕАЭС стоит провести инвентаризацию всех технологических ресурсов и открыть совместный центр компетенций в этой сфере. «Ведь в ЕАЭС до сих пор нет ни своего программного обеспечения, ни своих процессоров, ни своей собственной системы цифровой безопасности»,— пояснил идею Михаил Мишустин.
Председатель коллегии ЕЭК Тигран Саркисян (с 1 февраля на этом посту его сменит представитель Белоруссии Михаил Мясникович) с такой позицией согласился: по его мнению, в союзе необходимо создать собственную экосистему и сделать цифровую трансформацию евразийским проектом, поскольку «ни одна из наших стран отдельно не сможет реализовать свой цифровой суверенитет». Однако, посетовал он, страны—участницы «пятерки» пока были не готовы давать ЕЭК необходимые для этого полномочия и делиться информацией.
Впрочем, уже на заседании межправительственного совета ЕЭАС зашла речь о готовности расширить полномочия комиссии. По мнению премьер-министра Белоруссии Сергея Румаса, усиление наднациональной компетенции ЕЭК должно способствовать и устранению барьеров — в частности, за счет установления разрешительного порядка (предварительного рассмотрения органами союза) для введения каких-либо ограничительных мер. Премьер-министр Киргизии Мухаммедкалый Абылгазиев выступил с еще более решительным предложением — предоставить ЕЭК полномочия по отмене национальных актов стран «пятерки», нарушающих право союза, и ввести санкции (взыскание компенсаций судом ЕАЭС) за неисполнение решений коллегии ЕЭК. По итогам заседания эта позиция прозвучала уже как основная — Сергей Румас пояснил, что при таком подходе страны должны будут сами доказывать в суде, что те или иные национальные акты не являются препятствиями на союзном рынке.
Отметим, что снятие барьеров в ЕЭАС — это чуть ли не самая болезненная тема, главы правительств обсуждают ее практически при каждой встрече.
На прошлом заседании межправсовета заявлялось об устранении двух третей преград, однако, посетовал 31 января премьер-министр Казахстана Аскар Мамин, реестр согласованных препятствий регулярно пополняется. Ранее он отмечал, что наличие барьеров сказалось на динамике взаимной торговли: по состоянию на август 2019 года отмечалось сокращение товарооборота ЕАЭС. По последним данным ЕЭК, его динамика несколько выровнялась, однако темпы роста товарооборота по итогам января—ноября 2019 года оказались немногим выше нуля — 0,2% в годовом выражении (объем товарооборота оценен в $55,3 млрд).