Дело сестер Хачатурян зашло на прекращение
По данным Генпрокуратуры, девушки убили отца из самообороны
Еще одну психолого-психиатрическую экспертизу проведут специалисты Института имени Сербского по громкому делу сестер Хачатурян, обвиняемых в убийстве своего отца. Эксперты должны выяснить, мог ли быть у девушек корыстный мотив для расправы. Впрочем, их адвокаты считают новое исследование скорее формальностью, так как еще перед Новым годом прокуратура отказалась утверждать обвинительное заключение следователей СКР по вызвавшему огромный резонанс расследованию, указав, что сестры действовали в условиях необходимой обороны. А это является основанием вообще прекратить уголовное преследование.
Как сообщили “Ъ” адвокаты сестер Хачатурян, на днях их с подзащитными пригласили в здание СКР в Техническом переулке, где следователь объяснил, что материалы дела возвращены ему из Генпрокуратуры для доследования. Напомним, что материалы расследования об убийстве летом 2018 года Михаила Хачатуряна в Москве его дочерьми были направлены заместителю генерального прокурора Виктору Гриню почти два месяца назад. Он, как рассказывал “Ъ”, отказался утверждать обвинительное заключение, из которого следовало, что Крестина, Ангелина и Мария Хачатурян совершили умышленное убийство своего отца группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 105 УК РФ). Врачи и следователи посчитали, что младшая из сестер в тот момент была невменяема и не могла отдавать отчет своим действиям. А потому максимум, что ей грозило, это курс принудительного лечения, да и то, скорее всего, лишь амбулаторно, без помещения в психлечебницу. Зато старшим сестрам Марии по УК суд в случае признания их виновными мог бы назначить от 8 до 20 лет лишения свободы. Однако господин Гринь вернул материалы дела для доследования в ГСУ СКР. Долгое время было неясно, что именно не устроило в версии следствия замглавы надзорного ведомства. После возврата дела в СКР следователь и глава ведомства Александр Бастрыкин обжаловали решение Виктора Гриня как необоснованное у генпрокурора Юрия Чайки как последней инстанции.
«После визита к следователю мы получили ответы на все вопросы о судьбе дела»,— пояснил “Ъ” один из защитников сестер Хачатурян. Оказалось, что Виктора Гриня не устроили не только формулировки следователей СКР и сама квалификация происшедшего. Он вернул дело для «работы над ошибками», особо указав, что девушки действовали в условиях необходимой обороны (ст. 37 УК РФ), а это вообще, согласно закону, является «обстоятельством, исключающим преступность деяния», так как действия сестер были «сопряжены с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия».
«Таким образом, господин Гринь фактически подтвердил нашу версию, в которой мы говорили, что девочки были доведены до предела унижениями, оскорблениями и насилием со стороны отца»,— заявил адвокат Ярослав Пакулин.
Речь шла уже о прекращении уголовного дела, чего не произошло лишь из-за обжалования решения у Юрия Чайки. Выяснилось, что тогдашний генпрокурор поддержал своего заместителя, отказав 27 декабря в удовлетворении жалобы. При этом он предписал СКР провести еще ряд следственных мероприятий, носящих скорее проверочный характер. В частности, о дополнительных допросах и новой экспертизе действий сестер Хачатурян с сопоставлением их переписки в телефонах и мессенджерах в последние дни перед убийством. Ряд родственников убитого считали, что девушки, ведущие разгульный образ жизни, расправились с отцом исключительно из корыстных мотивов. Якобы речь шла о возможном наказании со стороны отца за то, что они превысили установленный им лимит траты денег в 12 тыс. руб. «Все эти данные уже изучались следствием, но если нужна еще проверка, то мы не против»,— отметили защитники девушек. По их словам, сама экспертиза уже назначена и займет у специалистов Института имени Сербского примерно две-три недели.
«Мы удовлетворены решениями Генпрокуратуры, которые считаем полностью обоснованными»,— заявил “Ъ” адвокат Алексей Липцер, защищающий старшую из сестер. Теперь у СКР остается два варианта — дождаться выводов экспертов и прекратить дело или же снова направить его в Генпрокуратуру, которую теперь возглавляет Игорь Краснов, ранее контролировавший это и другие расследования центрального аппарата СКР.