Exxon Mobil разорвал шаблон
Программный директор РСМД Иван Тимофеев о санкционных итогах января
Ярким событием месяца стал вердикт Окружного суда Северного округа Техаса по иску компании Exxon Mobil против Министерства финансов США. В 2017 году Минфин оштрафовал Exxon за нарушение режима санкций против России по украинской тематике. В мае 2014 года Exxon заключила восемь контрактов с «Роснефтью». Против российской компании действуют секторальные санкции. Но они не затрагивали тематики заключенных контрактов.
Регулятор увидел нарушение в том, что контракты подписаны главой «Роснефти» Игорем Сечиным. Он был включен в «черный список» Минфина (SDN-лист) в апреле 2014 года. В сравнении с секторальными санкциями включение в SDN запрещает американским компаниям и гражданам практически все экономические трансакции с фигурантами списка. В итоге Exxon посчитал сделку законной, так как контрагентом выступила компания «Роснефть». А Минфин расценил ее как вопиющее нарушение режима санкций, так как документы подписал включенный в SDN Игорь Сечин.
В 2017 году Exxon обязался выплатить регулятору штраф в $2 млн. Однако незамедлительно подал против Минфина судебный иск.
Вообще иски против регулятора после решения о штрафе — довольно редкое явление. Компании просто-напросто не видят в этом смысла, считая, что суд встанет на сторону федеральных властей. Зачастую они идут на сотрудничество с Минфином, признают свои нарушения, выплачивают штраф и добросовестно улучшают санкционный compliance.
Однако Exxon своих нарушений не признал. За что получил штраф без скидок и в полном объеме. Что тоже встречается редко: в большинстве случаев за последние 10 лет регулятор такие скидки делал с учетом сотрудничества в расследовании нарушений.
Отмена штрафа судом — тоже событие из ряда вон. Такую попытку предприняла Epsilon Electronics — небольшая компания из Калифорнии. Суд первой инстанции она проиграла и несмотря на успешную апелляцию все же была вынуждена выплатить штраф в 2018 году. Что лишь подтвердило правильность стратегии остальных — сотрудничать с властями и не тратить деньги на адвокатов. Победа Exxon стала неожиданным и важным прецедентом — настоящим разрывом шаблона.
В своем иске Exxon указал на то, что власти США не предоставили надлежащих разъяснений (fair notice) о критериях выполнения режима санкций против России. В частности, непонятной была позиция регулятора о ситуациях, когда компанию возглавляет лицо из списка SDN, но сама компания в него не входит. Здесь не работало «правило 50%» (как это произошло в случае с «Русалом», EN+ и «Евросибэнерго»), ведь Игорь Сечин не владеет контрольным пакетом акций «Роснефти».
Сигналы от властей поступали противоречивые. В апреле 2014 года Белый дом заявлял, что персональные санкции направлены против конкретных лиц, но не против компаний, которыми они управляют. Минфин ссылался на то, что еще в 2013 году он предупреждал в связи с санкциями о рисках сделок с компаниями, возглавляемыми фигурантами SDN. Но суд посчитал, что санкционные программы могут отличаться, а значит Бирма — не критерий для России. За две недели до сделки Минфин выпустил инструкции по соблюдению режима украинских санкций. На ее основе подпись Игоря Сечина и была расценена как оказание услуги Exxon. В логике Минфина получалось, что подсанкционное лицо ведет экономическую деятельность с США посредством «чистой» компании. Впрочем, этот довод суд тоже не убедил. Он не увидел в майских инструкциях Минфина четкой формулировки, что можно, а что нельзя в таких случаях. А значит претензия Exxon об отсутствии надлежащих разъяснений — законна.
Как ни странно, решение суда пойдет на пользу в основном властям США. Они и раньше отличались большой аккуратностью в расследованиях по санкциям. А теперь требования и формулировки станут еще более конкретными. Exxon вернет деньги. Но ее случай вряд ли станет массовым. Компаниям и менеджерам, находящимся под санкциями, расслабляться рано.