У книг выросла цифра
Электронный сегмент рынка снова увеличился
Продажи электронных и аудиокниг в России по итогам 2019 года выросли на 35%, до 6,5 млрд руб., достигнув 10% от всего российского книжного рынка без учета учебников. Росту сегмента помогает то, что цены в нем растут медленнее, чем на печатные книги, полагают его участники. По их мнению, еще более быстрый рост по-прежнему ограничивает пиратство, а соглашение, аналогичное антипиратскому меморандуму в области видеоконтента, могло бы способствовать росту доли цифровых книг до 30% рынка.
Объем рынка электронных и аудиокниг в России по итогам 2019 года вырос на 35%, более чем до 6,5 млрд руб., доля этих сегментов в общем рынке книгоиздания, за исключением учебной литературы, превысила 10%, рассказали “Ъ” в группе компаний «Литрес». На продажи аудиокниг приходится около 1,5 млрд руб., или около 2,5% всего книжного рынка, уточнили в компании.
Весь рынок книг в России в 2019 году вырос на 7%, до 92 млрд руб. (с учетом учебников), оценивали ранее в «Эксмо-АСТ». В структуре продаж «Эксмо-АСТ» цифровые книги по итогам 2019 года также занимают почти 10%, в 2018 году доля составляла около 7%, сообщил президент группы Олег Новиков. Рост продаж цифровых книг «Эксмо-АСТ» по итогам 2019 года составил 30%.
Выручка группы «Литрес» в 2019 году выросла на 43,5%, составив более 4,4 млрд руб.
Драйвером, в частности, стал сегмент самиздата, уточнили в компании. Выручка платформы «Литрес: Самиздат» выросла на 218% и составила около 10% от всех розничных продаж электронных книг на сайте и в приложении. Росту также способствовали увеличение клиентской базы и инвестиции в маркетинг, добавил гендиректор ГК «ЛитРес» Сергей Анурьев. Оборот сервиса Bookmate в России и СНГ в 2019 году практически удвоился, до 500 млн руб., основной драйвер — увеличение каталога, рассказали в компании.
Гендиректор сервиса аудиокниг Storytel в России Борис Макаренков отмечает, что глобально выручка компании, представленной в 20 странах, по итогам третьего квартала выросла на 43% к аналогичному периоду, в России рост быстрее, но данные не раскрываются. «В нашем бизнесе увеличение проникновения смартфонов стало катализатором. Мы ориентированы на мобильное потребление контента»,— пояснил он.
Помимо распространения мобильных устройств среди основных причин роста электронных и аудиокниг низкая стоимость интернета и рост проникновения дистанционных способов платежей, считают в «Литресе». При этом растет вовлеченность аудитории в использование форматов: если в 2018 году 45% пользователей слушали аудиокниги не менее одного раза в неделю, то в 2019-м — уже 58%.
Увеличение числа пользователей смартфонов и интернета было основным двигателем до недавнего времени, а сейчас на первый план выйдет то, что многие начнут пользоваться интернетом на ежедневной основе, считает гендиректор Bookmate Андрей Баев. «Не последнюю роль играет, конечно, цена на книги. Последние несколько лет печатные тиражи в России неуклонно сокращались. Их падение издатели склонны компенсировать ростом цен. Сейчас цена на обычную книгу в московском книжном магазине — около 600 руб. Представить себе такое еще три года назад было сложно. Цены на электронные книги и книжные сервисы не растут с такой безумной скоростью»,— добавил он.
Олег Новиков считает, что на рост сегмента влияют рост ассортимента и борьба с пиратством.
«Никаких глобальных сдвигов по части борьбы с пиратством в книжной отрасли в 2019 году не случилось. Проблема даже не в существовании порталов вроде "Флибусты" и торрент-трекеров, а в их положении в поисковиках»,— возражает Андрей Баев. По его мнению, если книжная отрасль сможет договориться с интернет-компаниями, как это сделали правообладатели в сфере видеоконтента, это может «разогнать рынок электронных и аудиокниг вплоть до доли в 30%».
По прогнозу Bookmate, рост рынка электронных и аудиокниг продолжится в ближайшие годы, в 2020 году его объем составит не менее 8–9 млрд руб. В «Литресе» прогнозируют, что доля сегмента в этом году превысит 12,5% от книжного рынка без учета учебников.