ВВП нашелся в поисковых запросах
Мониторинг туризма
МВФ представил исследование, демонстрирующее возможность практического применения общедоступных массивов больших данных для макроэкономического планирования. Исследователь Серхан Чевик в рабочем докладе «Куда бы нам съездить? Интернет-поиск и приток туристов» проанализировал перспективность использования Google-трендов для прогноза количества туристов из США, посещающих Багамские острова. Исследование опиралось на данные поисковых запросов и статистику туристических потоков на Багамы в 2004–2018 годах. В частности, использовались данные по частоте запросов ключевых слов «Багамы», «поездка на Багамы», «пляж на Багамах», «отели на Багамах» «курорты на Багамах», «перелеты на Багамы» — наиболее релевантным оказался второй запрос.
Как отмечает исследователь, за последние десять лет число туристов, посещающих Багамы, выросло на 9,8% и достигло 6,5 млн человек, 80% из которых — граждане США. При этом для самого островного государства туристический сектор выступает не только основой экономики (на него приходится 48% ВВП и 56% занятых, а к 2030 году эти показатели могут достигнуть 60% и 70% соответственно), но и главным источником волатильности из-за уязвимости перед внешними факторами. Следовательно, улучшение прогнозирования туристических потоков может иметь важное значение для прогноза общего экономического роста и повышения эффективности государственного и частного бюджетного планирования, а также инвестиционной активности.
Точность прогностической модели, учитывающей данные поисковых запросов, сравнивалась с результатами традиционной интегрированной модели авторегрессии — скользящего среднего (ARIMA, модель Бокса—Дженкинса, в статистике применяется для анализа временных рядов) — и той же модели, дополненной макроэкономическими индикаторами (уровень доходов в США и уровень цен на Багамах). В результате экспериментальная модель, учитывающая данные Goоgle, оказалась на 30% точнее традиционной и на 20% — учитывающей макроэкономические данные.
Таким образом, отмечают в МВФ, широкая доступность данных о поисковых запросах в интернете открывает новый источник часто обновляемой информации, которая потенциально способна улучшить достоверность макроэкономических прогнозов, особенно в областях, где существующих данных недостаточно.