«У нас все чаще наказывают не за реальные нарушения»

Михаил Гуревич — о реакции власти на поведение чиновников

В Кремле объяснили отставку главы Чувашии, который недавно оказался в центре нескольких скандалов. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков прокомментировал увольнение Михаила Игнатьева так: «Мы видели не очень красивые, а точнее, совсем некрасивые события». Главу Чувашии отправили в отставку после двух нашумевших инцидентов. Сначала он призвал «мочить» журналистов, которые критикуют власть. А затем во время церемонии вручения новой техники пожарным заставил одного из сотрудников МЧС подпрыгивать за ключами от служебной машины. Владимир Путин после увольнения Игнатьева заявил, что чиновников, которые хамят гражданам, нужно выметать из органов власти. Обозреватель “Ъ FM” Михаил Гуревич — о том, как можно расценивать слова и последние поручения президента.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Похоже, что президент решил привнести в так называемое оскорбительное правосудие некий баланс. Если до сегодняшнего дня за крепкие высказывания наказывались только простые граждане, то теперь высокодуховное законодательство коснется и чиновников. Впрочем, оговорюсь сразу, никакой конкретикой с нами президент не поделился, и что именно имеется в виду под усилением ответственности за оскорбление и совершенствование механизмов опровержения недостоверной информации, стоит поинтересоваться у ответственных исполнителей Антона Вайно и Михаила Мишустина. Такое впечатление, что главе государства понравилось шебуршание общественности вокруг разных интерпретаций его конституционных инициатив и он решил продолжить общение в том же духе. В опубликованном на сайте Кремля списке поручений аж 16 пунктов, и некоторые из них сформулированы крайней туманно.

Возможно, поэтому намерения босса не разгадал даже его личный пресс-секретарь. Отвечая на вопросы журналистов уже после обнародования поручений, Дмитрий Песков сказал, что реакцией на некорректное поведение госслужащих должна стать всего лишь общественная нетерпимость, причем без излишней «охоты на ведьм». Как эта нетерпимость выглядит, мы наблюдали на прошлой неделе на примере чувашского губернатора Михаил Игнатьева. Буквально за несколько дней тот умудрился сначала призвать «мочить» критикующих власть журналистов, а потом заставил прыгать офицера МЧС за ключами от новой машины. Представляю, как после исполнения президентских поручений штрафников, подобных Игнатьеву, начнут отправлять в отставку в связи с оскорблением россиян, например, с последующей передачей уголовного дела народного оскорбителя в суд. Жаль только, что обидой, нанесенной обществу, будут считаться не коррупционные скандалы, которые неоднократно упоминались в связи с тем же Игнатьевым, а банальное чиновничье чванство.

Случайные высказывания чиновников, вызвавшие непонимание в обществе

Смотреть

К сожалению, у нас все чаще наказывают не за реальные нарушения, а за какие-то симулякры, как в отношении небожителей, так и простых граждан. Неугодного могут обвинить во взятке, а своего, надоевшего, в некорректном поведении. Будто власти бояться назвать вещи своими именами, вот и придумывают все эти законы, где оценка действий базируется не на фактах, а на заключениях безымянных экспертов. А еще страшнее позволить оценивать своих высокопоставленных чиновников самим россиянам, ведь если действовать по совести и не противоречащей ей Конституции, то решать судьбу главы Чувашии должен не президент или суд по оскорблениям, а избиратель. Но, боюсь, это предположение нынче звучит совсем аморально и в чем-то даже оскорбительно.

Вся лента