Научный прогноз добычи золота в мире

В ближайшие годы золота будет все больше и больше

В отличие от черного золота (нефть) или голубого золота (природный газ), которые после добычи из недр безвозвратно расходуются в процессах хозяйственной деятельности, собственно золото вот уже несколько тысячелетий накапливается в виде археологических артефактов, ювелирно-бытовых изделий, нумизматических и памятных монет, мерных и банковских слитков. В последнее десятилетие проявилась сравнительно новая тенденция масштабных закупок золота центральными банками ряда стран, в первую очередь России и Китая, очевидно, в рамках стратегии дедолларизации финансовой сферы.

Фото: Влад Некрасов, Коммерсантъ

Центробанк сообщил, что Россия по итогам 2019 года осталась на пятом месте мирового рейтинга по количеству золота в международных резервах, увеличив отрыв от Китая. Банк России за прошлый год нарастил резервы монетарного золота на 159 тонн, до 2271 тонны (73 млн тройских унций). В течение года он регулярно закупал его для пополнения золотовалютных резервов. Однако дистанция по величине золотых резервов между Россией и лидерами мирового рейтинга все еще очень большая: у США — 8134 тонны, у Германии — около 3370 тонн.

По данным World Gold Council (WGC), покупки золота центральными банками мира активно продолжались в 2019 году и по итогам января—сентября выросли на 12% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, до 547,5 тонны. Таким образом, по итогам 2019 года ожидается обновление рекорда по закупкам золота центробанками. В 2018 году был поставлен 50-летний рекорд — 651,5 тонны.

Россия остается крупнейшим покупателем золота — в 2019 году на нее пришлось более 20% всех покупок этого драгоценного металла в резервы стран.

Потребление золота в мире, по данным WGC, превышает 4300 тонн в год, за последние 40 лет потребление выросло почти в три раза. Две трети золота, поступающего на мировой рынок, обеспечиваются золотом, добываемым из недр. При этом мировая добыча золота также увеличивается. В 2018 году, по данным Gold Fields Mineral Services (GFMS), она составила свыше 3300 тонн, что почти вдвое выше уровня середины 1980-х. Поэтому вопросы прогноза добычи золота в мире и достаточности минерально-сырьевой базы для обеспечения текущих и прогнозируемых потребностей мировой экономики являются актуальными, в том числе для устойчивого развития минерально-сырьевой базы золота России как одного из ведущих продуцентов золота в мире.

Людмила Дорожкина, ведущий специалист Информационно-аналитического центра по недропользованию, входящего в состав ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья им. Н. М. Федоровского», рассказала «Ъ-Науке» о том, чего ожидать от рынка золота.

— Каковы принципы прогнозирования добычи золота?

— Прогноз добычи золота в мире является частью научно-исследовательских работ, цель которых — анализ обеспеченности мировой экономики ресурсами важнейших видов твердых полезных ископаемых и прогноз добычи минерального сырья в обозримой перспективе. В конце 2019 году в ФГБУ ВИМС издана монография «Добычные возможности недр». В книге представлены результаты анализа обеспеченности мировой экономики ресурсами важнейших видов твердых полезных ископаемых — черных, цветных и благородных металлов.

Прогноз базируется на информации о запасах, ресурсах, фактической добыче, а также проектных добычных мощностях эксплуатируемых и подготавливаемых к эксплуатации месторождений. Добычные возможности месторождений представляют собой обеспеченность каждого из них ресурсами минерального сырья при заданном уровне добычи, который рассчитывается в соответствии с планом работ компании-владельца.

Информация собирается и актуализируется в ходе мониторинга состояния мирового минерально-сырьевого комплекса золота. К настоящему времени в анализе используется информация более чем 1500 коренных месторождений. Сюда вошла подавляющая часть коренных собственно золоторудных месторождений мира, в том числе практически все уникальные, крупные и большая часть средних по запасам объектов, а также значительная часть комплексных месторождений с попутным золотом.

Запасы и ресурсы золота выявлены на территории более 100 стран мира. По нашей оценке, мировые промышленные запасы золота достигают 63 тыс. тонн, а суммарные ресурсы превышают 120 тыс. тонн. Добыча драгоценного металла в мире растет и в 2018 году составила 3,3 тыс. тонн, по данным U.S. Geological Survey. По результатам анализа добычных возможностей в ближайшие годы тенденция к росту сохранится, и максимум в 3,4 тыс. тонн будет достигнут к 2022 году. Однако с 2025-го возможен устойчивый спад мировой добычи, и к 2030 году она может сократиться до 2,7 тыс. тонн, то есть примерно на 20% по сравнению с 2018-м.

Добыча золота в России в 2018 году составила 378 тонн. Сейчас в разработке свыше 40 проектов освоения месторождений разного масштаба. Крупнейшие из них — Сухой Лог в Иркутской области, Нежданинское в Республике Саха (Якутия), Песчанка в Чукотском АО. В случае своевременного вовлечения в эксплуатацию всех осваиваемых объектов до 2030 года добыча золота в России может превысить 450 тонн.

— Чем прогнозная методика (ВИМС) отличается от зарубежных аналогов, например GFMS?

— Аналитические компании, работающие в информационном пространстве золотой отрасли, такие как Gold Fields Mineral Services, как правило, охватывают вопросы его предложения и потребления на мировом рынке, динамику цен, мировой торговли и т. д. При этом только частично освещаются вопросы, связанные с минерально-сырьевой базой золота и его добычей. Напротив, наши работы ведутся именно в этом направлении. Данные о запасах и добыче (как фактической, так и проектной мощностей) каждого конкретного месторождения позволяют нам создавать выборки по заданным параметрам и использовать их для оценки возможной динамики добычи минерального сырья в отдельных странах и в мире в целом, оценивать добычные возможности по ведущим геолого-промышленным типам месторождений, темпы исчерпания ресурсов эксплуатируемых в настоящее время объектов и т. д.

— Какова точность ваших прогнозов?

— Нужно отметить, что любые прогнозы, в том числе прогнозы совокупной добычи золота, имеют вероятностный характер и зависят от множества условий. Так, при анализе добычных возможностей для каждого из осваиваемых месторождений учитывалась стадия, на которой находился проект освоения. Как правило, проекты высокой степени подготовки обладают существенно большим потенциалом для реализации, чем проекты, находящиеся на ранней стадии, то есть предварительной оценки. Последние могут быть законсервированы, или их завершение отложено при неблагоприятной конъюнктуре рынка. Консервация проекта освоения не затрагивает ресурсный потенциал осваиваемого месторождения, но оказывает влияние на ожидаемый уровень добычи минерального сырья в целом.

— Как вы считаете, насколько изменится цена на золото к 2030 году?

— Изменение фундаментальных факторов (снижение производства золота, сокращение запасов золота высокорентабельных месторождений и др.), влияющих на формирование цен в перспективе, должны поддерживать положительный стоимостный тренд на золото, и его цена может превысить $1,5–1,6 тыс. за тройскую унцию.

Однако нужно отметить, что с 2000-х годов произошло резкое усложнение причинно-следственных связей, формирующих мировые цены на сырье, и задача прогноза мировых цен на золото с учетом действия только традиционных фундаментальных факторов становится все более сложной, так как одновременно существенное влияние оказывают и финансовые факторы.

— Возможно ли развитие методики, применяемой для прогноза, например, с включением блоков искусственного интеллекта?

— Конечно же, методика, применяемая для прогноза, может модифицироваться, в том числе с включением блоков машинного обучения, например, в части анализа вероятности реализации проектов, находящихся на разных стадиях изученности.

Подготовил Владимир Тесленко, кандидат химических наук

Вся лента