Умер Валентин Янин

Великий исследователь русского Средневековья оставил свыше 700 научных трудов и множество благодарных учеников

2 февраля скончался Валентин Лаврентьевич Янин — советский и российский археолог и историк, выдающийся исследователь русского Средневековья, ученый, включивший в научный оборот берестяные грамоты.

Фото: РИА Новости

Валентин Янин родом из Вятки, ныне Киров, отец его был санитарным врачом, а мать — учительницей. В том же 1929 году, когда он родился, семья переехала в Орехово-Зуево и вскоре в Москву. В 1946 году Валентин Янин окончил гимназию с золотой медалью и без экзаменов стал студентом исторического факультета МГУ.

Еще до университета Янин стал заниматься нумизматикой и студентом взялся за изучение денежно-весовых систем Древней Руси, такова была и тема его дипломной работы. Университет он окончил с отличием, стал аспирантом, а его научным руководителем сделался Артемий Арциховский, человек, основавший кафедру археологии на истфаке и Новгородскую археологическую экспедицию.

В 1954 году Валентин Янин стал кандидатом исторических наук, тема диссертации «Денежно-весовые системы домонгольской Руси», и поступил на кафедру археологии истфака МГУ, где проработал всю жизнь.

В 1962 году Валентин Янин издал книгу «Новгородские посадники» — о выборных органах средневекового городского управления. За эту книгу в 1963 году ему была присуждена степень доктора исторических наук. В 1966 году 37-летний Янин становится членом-корреспондентом Академии наук СССР. Действительным членом РАН он стал в 1990 году.

Новгородская археологическая экспедиция под руководством профессора кафедры археологии МГУ Валентина Янина, 1988 год

Фото: РИА Новости

В 1962 году Валентин Янин также возглавил Новгородскую археологическую экспедицию — сегодня это одна из самых видных археологических научных организаций России и Европы. Она исследует чрезвычайно богатый культурный слой Великого Новгорода. Берестяные грамоты введены в научный оборот как источник исторической информации во многом трудами Валентина Янина; новые данные экспедиции изменили представление ученых и о Новгороде, и о средневековой Руси в целом.

Валентин Янин был выдающимся педагогом и любимым учителем.

Он скончался, не дожив четырех дней до 91-летия.


О Валентине Янине вспоминают ученики

Петр Гайдуков, член-корреспондент РАН:

— Валентин Лаврентьевич Янин — это Вселенная, это космическая величина. Янин — ученый мирового уровня, патриарх российской истории и истории Великого Новгорода, с которым была связана вся его научная жизнь. Для российской исторической науки и археологии, для МГУ, для Академии наук, для меня это огромная утрата. Он мой Учитель с первых студенческих лет. Под его руководством я сделал первые шаги в науке — в нумизматике и археологии. Он был руководителем и дипломной работы, и диссертации. И потом я с ним советовался по направлениям, которые я выбирал, а он их поддерживал и направлял.

С именем Валентина Янина связаны наиболее значительные достижения в изучении средневековой Руси во второй половине ХХ века, да и в начале ХХI века. В 2000 году он открыл восковую книгу — Новгородский кодекс первой четверти XI века. Конечно, для сотен профессиональных историков Янин — это ученый, усилиями которого принципиально обновлена источниковая база для изучения российского Средневековья. Он разработал новые научные методы, которые приближают нас к решению многих проблем истории древнерусского общества, культуры и государственности, которые еще недавно считались недоступными для исследования. А Валентин Лаврентьевич нашел пути-дорожки в новое направление и обосновал комплексное источниковедение. Пятьдесят лет назад он предложил комплексный подход к изучению источников, без которого современные ученые не могут себе представить исторические исследования и анализ.

А для десятков тысяч людей, наших современников, интересующихся историей России, Валентин Янин — автор блестящих археологических открытий в Великом Новгороде. Он популяризатор науки, который буквально провел нас по мостовым этого древнего города, открыл перед нами удивительный мир берестяных грамот. А еще он заставил заговорить новгородских бояр и простолюдинов, он «оживил» посадника Мирошку Несдинича и художника Олисея Гречина — исторические персонажи, жившие много веков назад, известные нам по скупым записям в летописях и, казалось бы, обреченные на забытье. Благодаря раскопкам в Новгороде Янин показал, где они жили, чем они занимались. Своими трудами он соединил живой связью древнюю и современную историю.

Валентин Лаврентьевич — это космическая личность. Он задумывал и успешно решал исследовательские задачи, посильные лишь большим научным коллективам. Его наследие, которое нам еще предстоит внимательнейше изучить и полностью оценить, очень многогранно. Трудно поверить, что это сделано одним человеком. В его научном багаже более тысячи только печатных трудов и более 30 книг. Конечно, и труды, и книги бывают разные. Значимость трудов Янина подчеркивает, например, такой факт.

В марте—апреле этого года Институт археологии планирует провести круглый стол, посвященный 50-летию выхода в свет двухтомного издания «Актовые печати Древней Руси». На момент издания Валентин Лаврентьевич мог охватить полторы тысячи известных на то время свинцовых печатей, которыми скреплялись документы в Средневековье. Сегодня науке известны уже почти 15 тыс., и книга до сих пор остается настольной. В ней дана настолько четкая и ясная, научно обоснованная классификация печатей с X по XV век, что она работает и сейчас.

Прощаясь с Валентином Лаврентьевичем, можно уверенно и с полной ответственностью говорить, что исследования и труды академика Янина навсегда вошли в классику российской историографии. На небосклоне российской науки ярким светом горит его звезда, и гореть она будет вечно, ибо востребованы его труды, работают его ученики.


Алексей Гиппиус, член-корреспондент РАН, исследователь и соавтор академического издания «Новгородские грамоты на бересте»:

— Для меня уход Валентина Лаврентьевича — это потеря дорогого и близкого человека, которому я обязан бесконечно. Для нашей науки с его именем связаны замечательные открытия в области изучения древнего Новгорода и совершенно новый взгляд на его историю, соединяющий данные самых разных источников — и письменных, и археологических: летописей, актов, конечно, берестяных грамот, сфрагистики (печатей). Янину удалось синтезировать данные всех этих источников. Он является основателем и главным представителем того подхода, который сейчас называется сухим термином «комплексное источниковедение». Но в его трудах новгородская история предстала живо и объемно. В центре его научных интересов всегда были люди, и его главные труды посвящены им. Его знаменитая монография «Новгородские посадники» раскрывает не просто историю социально-политических институтов, а представляет нам живых людей с их судьбами, семейными историями, политическими амбициями. Для своего времени это была совершенно новая картина жизни, которая открылась благодаря Янину.

Валентин Лаврентьевич был невероятно щедрым человеком. Несколько поколений археологов и историков обязаны ему открытием для них Новгорода. Именно он пригласил в Новгородскую экспедицию выдающегося лингвиста Андрея Анатольевича Зализняка, благодаря чему возник этой замечательный союз двух выдающихся ученых. Янин создал научную школу, оставив после себя широкий круг учеников и коллег, которые всегда относились к нему с огромным уважением и любовью. С его уходом осиротело большое сообщество людей, объединенных изучением истории Новгорода. Янин был символом этого объединения и с научной, и с человеческой точки зрения. Его нельзя было не любить — невероятное человеческое обаяние, искрометные шутки, великолепные рассказы, огромная жизненная энергия, которой он заряжал окружающих.


Николай Макаров, директор Института археологии, академик РАН, вице-президент РАН:

— Ушел из жизни крупнейший русский историк второй половины XX века, человек, появление которого открыло новый пласт в изучении русского Средневековья. Органично соединив археологию и историю, Янин стремился к созданию очень достоверных и точных картин, реконструкции социальной, политической истории Новгорода, а вместе с тем и значительной части Руси, используя берестяные грамоты, летописи, археологические находки. У него было счастливое умение находить новые источники, но была и вторая половина дара: видение общих явлений истории, политического устройства Новгорода, социальных отношений, конфликтов, которые раздирали новгородское общество, путей их решения. Янин привнес в науку совершенно новый уровень подробности знаний об истории. Он был организатором работы громадной новгородской экспедиции, которая продолжалась с 1962 года, и большая часть берестяных грамот найдена в янинский период работы. Он оказал огромное влияние на то, что в Новгороде появились новые экспозиции, объекты музейного показа, в частности Рюриково городище. Открыты новые храмы, которые взяты под охрану как музейные памятники. Это также результат влияние Янина, его ауры, способности раскрывать значение памятников для тех, кто профессионально не связан с археологией. То уважение и глубокое понимание истории Новгорода среди населения современного города — это прежде всего его заслуга.

Открытость археологии как науки, о которой мы заговорили в последние годы,— это тоже произошло за счет Новгорода, где академические ученые были предельно открыты. В новгородские пятницы жители города каждую неделю приходят без билетов на базу экспедиции, им показывают новые находки, подробно все рассказывают. Янин много сделал для сохранения гуманитарного наследия в качестве председателя совета Российского гуманитарного научного фонда. Это было начало конкурсного, грантового финансирования гуманитарной науки, и он был погружен в организацию этого дела и многое сделал для того, чтобы этот канал работал в это сложное время. Мы тогда очень тесно общались, и я видел, сколько времени и энергии Валентин Лаврентьевич уделял устройству новых механизмов организации исследований. При этом Янин никогда себя не позиционировал в качестве управленца, чиновника, но реально много сделал для того, чтобы наука во всех ее частях была организована разумно. Человек невероятного обаяния, он приобщил к изучению Средневековья огромную массу студентов, аспирантов, сейчас работает несколько поколений ученых, которые им воспитаны, и его пример всегда показывал, что у гуманитарной науки есть перспективы, что она интересна, и своей увлеченностью он заразил многих из нас, и меня в том числе.

Подготовила группа «Прямая речь»

Вся лента