Родители за кулисами
Стоит ли выполнять задания за детей?
О том, стоит ли папам и мамам выполнять задания за детей
Когда родители говорят, что не помогают ребенку-школьнику в так называемой творческой школьной деятельности, я не верю. Проекты почти по всем предметам, слайдовые презентации, конкурсы «самый лучший читатель», «проба пера» — без помощи родителей у 5-классников и даже 6-классников нет ни единого шанса хотя бы как-то в них отличиться. А отличиться дети очень хотят.
В нашей школе, например, к каждому празднику готовится концерт. Проходит кастинг. Прийти и показать номер — исполнить танец или песню, сыграть на музыкальном инструменте — могут все желающие. От 5-х до 11-х классов. Конечно, для концерта выбираются уже отрепетированные номера, подходящие по тематике, с готовым костюмом для выступления. Сейчас мы с дочкой готовимся к концерту по случаю 8 Марта. Почти месяц ставим танец, шьем юбку и подбираем музыку ради полутора минут выступления. Дочке это очень важно, особенно после удачного выступления на новогоднем концерте — ее теперь знают по имени все учителя, с ней здороваются старшеклассники — мальчики и девочки, которые отвечают за подготовку. Для пятиклашки — это гордость и радость. Но без моей помощи она бы не справилась. Но здесь, по крайней мере, все честно.
Тут вот в нашей семье разгорелся жаркий спор. Детям сообщили, что в школе будет проходить литературный конкурс. Нужно написать стихотворение, посвященное маме, весне, 8 Марта. Лучшие произведения будут записаны в авторском исполнении и прозвучат по общешкольной трансляции. Дочь сказала, что очень хочет поучаствовать. Несколько дней она билась сама, а потом попросила о помощи меня. Но муж объявил, что категорически против моего участия в подобном конкурсе.
— Это неправильно. Нельзя писать стихи за ребенка,— заявил он.
— Ты же понимаешь, что за всех детей станут писать родители. В нашем классе есть мама, которая увлекается стихосложением. Она точно напишет за сына.
— Как вообще можно устраивать подобные конкурсы? Даже у 11-классников будут плохие стихи! — возмущался муж.
— Хорошо, мы не будем участвовать,— ответила я.
Но в тот же вечер информация о творческом конкурсе появилась и в нашем родительском официальном чате. Что определенно подразумевало помощь взрослых в детском творческом задании.
— Ты все равно не победишь,— пожал плечами муж.
Они с сыном до сих пор припоминают мне 4-е место в конкурсе басен. Я корпела несколько вечеров, попадая в стиль и размер Крылова, а проблема оказалась в выбранном персонаже. У меня главным героем был кот, а требовался медведь. Отчего-то в тот год в моде были медведи, а коты не вызывали читательской эмпатии. Хотя, возможно, учитель, отбиравшая лучшие произведения, была собачницей или страдала аллергией на кошачью шерсть. Впрочем, я благодарна школе за тот опыт — сын тогда сделал окончательный выбор в пользу физики, а не гуманитарного направления.
Я написала стихотворение для дочки. Меня раскритиковали и муж, и сын. И рифмы не те, и образы банальные, не поэзия, а словоблудие. Нет бы тональность Серебряного века использовать, так я чуть ли не в тамады подалась со своим: «Мамочка, милая, самая красивая».
Но все танцы и стихи — милый лепет по сравнению с главным отчетным заданием года для всего класса. Представлением проекта, посвященного городам-героям. Дети, напомню, пятиклашки, должны осознать, пережить, провести исследование, написать сценарий, поставить, создать видеоряд, подобрать музыкальное сопровождение и представить на суд жюри некое собственное видение событий времен Великой Отечественной войны, произошедших в выпавшем по жребию городе.
Когда выяснилось, что дети не собираются добровольно ничего осознавать, потому что не только не хотят, но и, главное, не могут, на родительском собрании классный руководитель попросила помощи взрослых. И началось…
— Есть идея — сделаем из коробки старый телевизор, с двумя антеннами, двое ведущих, позывные программы «Время».
— Телевизоры появились в 1950-х и не во всех квартирах.
— Давайте расскажем про судьбу детей во время войны. Как потом сложилась их жизнь.
— Вернулись к пионерам-героям…
— Давайте про концентрационные лагеря расскажем.
— Нельзя. Дети еще слишком маленькие. Вы что, предлагаете за колючую проволоку их на сцене посадить?
— А можно отказаться и не участвовать? Зачем нужно обряжать детей в гимнастерки и делать из этого карнавал?
— Как вы хотите сохранить память? Как объяснить детям про подвиг прадедов?
— Ну точно не в форме проектной деятельности. Может, из семьи должно все идти. Родители расскажут, фотографии покажут.
— Лучшие проекты будут представлены ветеранам!
— Господи, каким ветеранам?
— Вы утрируете. Можно и нужно рассказывать детям о войне, даже о самых страшных ее страницах.
— Тогда давайте расскажем детям всю правду. О репрессированных, например. У кого-то прадедушка воевал, у кого-то сидел по 58-й — чем он хуже?
Но это все разговорчики в строю. В разгар обсуждения подается команда родительского комитета:
— Мы слишком далеко ушли от проектной деятельности. Кто может помочь? У кого есть большая коробка? Кто может купить (взять напрокат) военную форму — гимнастерку, пояс, солдатскую пилотку! Давайте дружно поможем нашим детям! Кто сделает видеопрезентацию? Кто из детей сможет сыграть партизана? Еще нужна девочка-медсестра, костюм — косынка, повязка на руку с крестом, белый фартук — обязательно.
Есть школа. Есть задание. Есть команда — выполнять. Стихи про маму. Слайдовая презентация про животных Арктики.
Будут ли дети благодарны нам, родителям,— большой вопрос. Или в памяти у них останется что-то вроде воспоминаний школьников предыдущих поколений. Стоишь на сцене актового зала и выкрикиваешь слова, которые помнишь до сих пор: «Эль пуэбло! Унидо! Хамас сера венсидо!». О чем это? Кажется, о героической борьбе народа Чили. А может, и не Чили…