С Айовой такие кокусы не проходят
Старт демократической гонки в США обернулся оглушительным провалом
В американском штате Айова прошли кокусы — первые внутрипартийные состязания, призванные определить кандидатов от двух крупнейших партий на грядущих президентских выборах. И если у республиканцев сюрпризов не было — победу с разгромным счетом одержал Дональд Трамп,— то демократические кокусы закончились конфузом: они оказались полностью парализованными технологически. Глава Белого дома назвал себя «единственным человеком, который может говорить об очень крупной победе в Айове».
«Так, ну я уже больше часа на телефоне, жду ответа от представительства Демократической партии в Айове. Они, похоже, пытались продвинуть приложение, чтобы мы передавали результаты через него. Приложение не работает, и нам советовали позвонить на горячую линию, но по ней тоже не особо отвечают,— рассказывал в эфире CNN секретарь избирательной комиссии одного из участков Айовы Шон Себастьян.— О, это удачное совпадение, они взяли трубку… А, нет, положили».
Случай господина Себастьяна был не уникальным: члены партии по всему штату сообщали о проблемах с передачей результатов в штаб. Во многом это было обусловлено системой голосования в Айове, которая подразумевает не праймериз — традиционное голосование с бюллетенями, а кокусы: в публичных местах — библиотеках, школах, тренажерных залах, церквях — люди собираются в 19:00 по местному времени и выстраиваются в группы, поддерживающие того или иного кандидата. Затем начинается получасовая сессия убеждения: члены групп начинают общаться со сторонниками других кандидатов, узнавая об их предпочтениях и пытаясь склонить на свою сторону. Спустя 30 минут группы считают, не набравших 15% кандидатов отметают, дают еще полчаса на ообсуждение и устраивают финальный подсчет. Такая процедура происходит на каждом из 1681 участка.
После 2016 года, когда демократы Хиллари Клинтон и Берни Сандерс завершили айовские кокусы практически с идентичным результатом, в правила были внесены изменения: вместо объявления финального результата от работников комиссий потребовали оглашать результаты каждого этапа отдельно. Возможно, это и привело к всеобщему коллапсу.
Сначала, когда приложение не сработало (как стало известно впоследствии, людей должным образом не проинструктировали, как им пользоваться), работников комиссий попросили звонить на горячую линию, но и она дала сбой.
В местном штабе Демократической партии огласили свою версию произошедшего. «Мы обнаружили несоответствия в результатах трех этапов голосования. В дополнение к техническим системам подведения итогов мы также используем фотографии (результатов.— “Ъ”) и бумажные документы, чтобы убедиться: все результаты соответствуют друг другу и мы можем поручиться за достоверность данных. Это лишь вопрос передачи: приложение работало, это не взлом и не проникновение. Сами данные голосования и подтверждающие их бумажные отчеты на месте, нам просто нужно время, чтобы отчитаться об итоговых результатах»,— сообщил директор по коммуникациям местного отделения партии Мэнди Маклюр.
Местное партийное руководство собралось на закрытое совещание, куда по традиции представителей кандидатов не позвали.
Затем для них устроили конференц-звонок, где уклонились от ответа на вопрос о причинах произошедшего и о том, когда же можно ждать результатов, ограничившись обещанием «держать кандидатов в курсе» и заверив, что случившееся не стало результатом взлома или хакерской атаки.
«Это полный провал»,— описала работу местного штаба Анита Данн, советница Джо Байдена.
Сами кандидаты обрушились на местных партийных функционеров с критикой, выразив свое недовольство в письмах и заявлениях. При этом они выглядели растерянными и, кажется, не знали, с какой речью обращаться к избирателям. «У меня есть хорошее предчувствие, что мы выступили в Айове очень, очень хорошо! Первый штат страны проголосовал — сегодня положено начало концу Дональда Трампа!» — заявил в итоге Берни Сандерс, один из фаворитов айовского кокуса. «Мы знаем, что есть задержки, но мы знаем кое-что еще — мы превзошли самих себя!» — констатировала Эми Клобушар. Пит Буттиджич, в свою очередь, практически объявил о победе. «Судя по всему, в Нью-Гемпшир мы едем победителями!» — заявил он.
«Похоже, ночь будет долгой, но у меня хорошее предчувствие»,— сказал Джо Байден.
Именно он может стать выгодоприобретателем от всей неоднозначности ситуации. Судя по опросам тех, кто пришел на выборы, первое место ему не досталось, что для фаворита общенациональных опросов может быть болезненным: именно уверенный старт в Айове обеспечивал победу многих кампаний — например, молодого политика Барака Обамы еще в 2008 году.
На провал демократов не преминул отреагировать Дональд Трамп, который одержал разгромную победу на кокусах республиканцев. «Кокус демократов — однозначная катастрофа. Полный разлад, как и во время их управления страной. Вспомните сайт обамовской системы здравоохранения за $5 млрд, который должен был стоить лишь 2% от этой стоимости. Единственный человек, который может говорить об очень крупной победе в Айове,— Трамп»,— написал глава государства в Twitter.
Между тем куда опаснее для демократов может стать не провал в Айове, а другой показатель — число участников демократических кокусов в этом штате. Как сообщили в партии, в 2020 году уровень примерно тот же, что в 2016-м, то есть относительно низкий. Надежда демократов на то, что желание лишить Дональда Трампа власти может повысить явку, не оправдывается. А это ставит под угрозу шансы любого кандидата-демократа.
Картина станет яснее после праймериз в Нью-Гемпшире, намеченных на 11 февраля. Контуры решающего этапа гонки появятся после «супервторника» 3 марта, когда определяться со своим кандидатом будут 14 штатов и живущие за рубежом демократы.
Есть ли у Дональда Трампа шансы остаться в Белом доме еще на четыре года
Новый политический год в Америке начинается с продолжения скандала предыдущего — с процесса импичмента Дональда Трампа. В декабре Палата представителей Конгресса, находящаяся под контролем демократов, предъявила ему обвинения в нарушении закона, которые теперь должен рассмотреть Сенат. Ожидается, что верхняя палата, где большинство составляют республиканцы, его оправдает, и тогда он станет первым в истории президентом США, который будет баллотироваться на второй срок, пережив процедуру импичмента. На выборах 3 ноября Трамп вполне может одержать победу, чтобы остаться в Белом доме еще на четыре года.