УКВЗ поднимется на лифтах
В Усть-Катаве начнут выпускать подъемное оборудование и железнодорожный транспорт
На Усть-Катавском вагоностроительном завершился процесс реорганизации: имущественный комплекс передан от ГКНПЦ им. М.В. Хруничева в АО «УКВЗ», которое входит в структуру Объединенной ракетно-космической корпорации. В рамках диверсификации предприятие реализует проект по производству лифтов — к 2025 году планируется делать по 5 тыс. единиц оборудования в год. Кроме того, ведется работа по освоению производства скоростных железнодорожных платформ. По мнению экспертов, рынки, на которые планирует выйти УКВЗ, перспективные, но высококонкурентные, однако завод сможет занять свою нишу.
Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ) будет производить лифты и скоростные железнодорожные платформы для перевозки грузов. Развитие новых направлений на предприятии, на котором до сих пор делали только трамваи и продукцию ракетно-космической отрасли, началось с реорганизации и перехода в структуру АО «Объединенная ракетно-космическая корпорация», отвечающего за диверсификацию и продвижение гражданской продукции предприятий «Роскосмоса». По данным пресс-службы ОРКК, 3 февраля официально завершилась процедура передачи имущественного комплекса УКВЗ от Государственного космического научно-производственного центра им. М.В. Хруничева, филиалом которого было предприятие, акционерному обществу «Усть-Катавский вагоностроительный завод». Весь процесс смены собственника занял чуть больше полугода. Приоритетным направлением деятельности АО в компании называют создание на базе завода межрегионального кластера по выпуску диверсифицированной продукции гражданского назначения в Челябинской области.
«Реализуется проект по производству и последующему сервисному обслуживанию современных лифтов. К 2025 году планируется производить до 5 тыс. лифтов в год. Конструкторским и инженерным бюро АО “УКВЗ” ведется работа по освоению производства инновационного железнодорожного подвижного состава для организации контейнерных перевозок. Новый состав будет способен развивать скорость до 140 км/ч (вместо существующих 90 км/ч), что позволит значительно сократить время транспортировки грузов», говорится в сообщении компании.
В пресс-службе ОРКК уточнили, что в этом году планируется произвести около 500 лифтовых кабин, предварительный портфель заказов сформирован. Также УКВЗ планирует поучаствовать в региональной программе по ускоренной замене лифтов.
Серийное производство железнодорожных платформ, по данным компании, планируется к запуску в июле-августе 2020 года. Производственные мощности АО «УКВЗ» позволяют выпускать около 300 платформ в год. Основным заказчиком выступает дочерняя компания ОАО «РЖД».
Помимо этого, на УКВЗ продолжают развитие основного производства, в том числе разрабатываются новые современные модели трамваев. По данным пресс-службы ОРКК, серия мероприятий по оздоровлению УКВЗ позволила в 2019 году занять около 35% российского рынка производства трамваев, в 2018 году доля составляла всего 8%. В планах на 2020 год обеспечить УКВЗ полной загрузкой, производственные мощности которого позволяют выпускать до 120 трамвайных вагонов в год.
Генеральный директор АО «УКВЗ» Роман Новиков сообщил, что еще одним перспективным проектом, по которому достигнута предварительная договоренность, является организация трамвайного движения на космодроме «Восточный». По словам гендиректора, в целом за счет расширения производства на заводе будет создано более 1,5 тыс. дополнительных рабочих мест, а модернизированное предприятие станет одним из крупнейших налогоплательщиков Челябинской области. Сейчас на заводе работают около 3 тыс. человек.
Промышленный эксперт Леонид Хазанов считает, что идея наладить выпуск лифтов на УКВЗ не лишена здравого смысла, поскольку существующие технологические мощности и персонал могут быстро перейти к выпуску этой продукции. «Конкуренция на рынке лифтов сейчас весьма жесткая, причем за заказы борются производители как из России, так и Беларуси. Выход же на рынок УКВЗ может привести к ее обострению. В то же время УКВЗ может занять хорошую нишу, начав поставлять лифты для домов Челябинской области — на сегодняшний день в регионе насчитывается порядка 3 тыс. лифтов, срок эксплуатации которых превысил нормативный — 25 лет. Если УКВЗ получит заказ на замену лифтов в домах “родной” Челябинской области, то тем самым он получит дополнительные доходы и сможет потеснить других производителей»,— говорит эксперт.
Генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров считает, что на рынке железнодорожного транспорта УКВЗ не сможет соперничать с действующими игроками.
«Сегмент грузовых железнодорожных вагонов и фитинговых платформ в 2019 году продемонстрировал масштабный рост: объем выпуска грузовых вагонов в России вырос на 15,5%, до 79,6 тыс. единиц, а закупки фитинговых платформ достигли исторического максимума, превысив 15,3 тыс. единиц. Однако в 2020 году объемы производства будут существенно ниже, и конкуренцию с крупнейшими производителями Усть-Катавский вагоностроительный завод выиграть не сможет, поэтому инвестиции в создание производства платформ для контейнерных перевозок будут серьезной ошибкой и чреваты финансовыми потерями»,— считает эксперт.
Аналитик «БКС Премьер» Сергей Дейнека подчеркивает, что рынки, на которые планирует выйти УКВЗ, перспективные, но высококонкурентные, в существенной степени ориентированные на госзаказ. «При этом более трети спроса на рынке обеспечивают программы капремонта со стороны региональных операторов Фонда ЖКХ. Учитывая высокую ориентированность рынка на госзаказ со стороны региональных фондов, в момент выхода УКВЗ на рынок лифтового оборудования ему необходимо будет соответствовать определенным требованиям по отбору претендентов, в том числе по объему выпуска продукции»,— отметил господин Дейнека.
Усть-Катавский вагоностроительный завод является градообразующим предприятием Усть-Катава. В феврале 2019 года работники предприятий провели стихийный митинг в знак протеста против низких зарплат и возможного перевода части производства на неполную рабочую неделю. Финансовые трудности на УКВЗ возникли в том числе из-за недостаточной загрузки трамвайного производства. Тогда руководство предприятия на встрече с работниками рассказало рабочим, что для стабильной работы завода необходимо ежегодно производить и продавать 75 трамваев, а в 2018 году их продали 25. Тогда же на предприятии побывал гендиректор госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин. Он обратился к Борису Дубровскому, который тогда был губернатором Челябинской области, с предложением купить у УКВЗ 100 трамваев, чтобы спасти предприятие. Чтобы вывести предприятие из кризиса и был запущен процесс смены собственника.
По данным сайта госзакупок, в 2019 году АО «УКВЗ» заключил пять контрактов на общую сумму 1,6 млрд руб. на поставку 59 трамваев в Краснодар, Магнитогорск и Новокузнецк. Договор с мэрией Новокузнецка на изготовление девяти вагонов был заключен в декабре 2019 года и будет исполнен уже в этом году.