Трейдер Citigroup не справился с соблазном
К чему приводит стресс на работе успешных финансистов
Один из ведущих трейдеров инвестбанка уволен за кражу еды. Как пишет Financial Times, руководитель направления высокодоходных облигаций нескольких регионов Парас Шах был уволен из Citigroup около месяца назад, так как он воровал еду из офисной столовой — это изданию подтвердили четыре источника. И такой случай не единственный: ранее финансистов увольняли из других компаний, например, за кражу детали от велосипеда и безбилетный проезд на общественном транспорте. Почему успешные финансисты совершают такие проступки? Разбирался Сергей Гусев.
Парас Шах — один из самых успешных трейдеров в Citigroup. В четвертом квартале прошлого года его подразделение нарастило выручку на 49% и вытянуло весь банк. Как говорили на рынке, он получал миллионы долларов и был успешным и уважаемым трейдером. Но за несколько недель до выплаты бонусов топ-менеджерам он внезапно покинул свой пост в Citigroup. Официально о причинах неизвестно. Но журналисты выяснили, что один из главных трейдеров компании украл еду из офисной столовой. Как же так? Да просто сдали нервы, предположил управляющий партнер инвесткомпании Exante Алексей Кириенко: «Трейдер в любой стране мира — это очень нагруженная стрессовая профессия.
Психика страдает, и я думаю, что случаи, когда сотрудники что-то крали на корпоративной кухне или разбивали кружку об стену, были и будут.
Иногда они могут и с балкона прыгнуть, что ж поделать, это особенности профессии. Как иногда говорят, полностью нормальный человек не может стать трейдером. Люди, которые хотят спокойствия не выберут эту работу. Профдеформация, конечно, тоже происходит. Даже то, что роботы пришли на рынок, не снимает этого стресса. IT-системы тоже сходят с ума, теряют миллионы долларов».
Кража еды из столовой — не первый известный конфуз успешных финансистов. Например, в 2016 году компания Mizuho уволила одного из своих лондонских банкиров — он скрутил с велосипеда коллеги деталь, которая стоила 5 фунтов. А бывшему топ-менеджеру BlackRock фактически запретили руководить чем-либо в британском финансовом секторе, когда оказалось, что он систематически ездил «зайцем» на пригородном поезде. Про стресс от трейдинга действительно ходят легенды — довольно показательно это описано в фильме «Волк с Уолл-стрит»: «Ты только подумай, в голове с утра до ночи — одни цифры, десятичные дроби, высокие частоты — бац-бац-бац. Все это очень отравляет наше серенькое вещество — некоторые люди сходят с ума».
Правда, как финансовые воротилы «снимают напряжение», в картине тоже показано — алкоголь, наркотики, оргии. В настоящем мире все довольно похоже, рассказал “Ъ FM” независимый эксперт по финансовым рынкам Алексей Бушуев. И для компании важно поймать правильный момент и избавиться от сотрудника, у которого вот-вот сдадут нервы. В конце концов, такие люди отвечает за миллиарды долларов, так что срыв прямо на рабочем месте может убить компанию. «Трейдинг действительно связан с гигантской ответственностью перед людьми. Нередко сотрудник начинает испытывать буквально панические атаки, требуется какая-то дополнительная психологическая компенсация — алкоголь и особые вещества. И не всегда ты заставишь трейдера пописать на бумажку, чтобы определить, сколько у него кокаина в организме. Поэтому если все-таки происходят случаи кражи еды, безбилетного проезда — это сигнал, что психика не справляется. Такое быстро берется на заметку и является чаще все-таки не причиной, а поводом для увольнения»,— говорит Бушуев.
Как Банк России выявил второй случай манипулирования на валютном рынке
Но иногда компании или не распознают вовремя, что сотрудник теряет самоконтроль, или до последнего надеются, что талантливый трейдер продолжит приносить прибыль. Заканчивается это печально. Например, JPMorgan Chase в 2012 году потерял более $6 млрд из-за неудачных операций трейдера. А один из таких трейдеров-рекордсменов Брайан Хантер сумел обанкротить фонд Amaranth Advisors, потеряв на газовых фьючерсах львиную долю его капитала — $6,5 млрд — всего за неделю.
Иногда трейдеры крупных компаний совершают несанкционированные сделки. Например, прошлой осенью сотрудник одного из подразделений Mitsubishi торговал на нефтяном рынке, маскируя это под операции хеджирования. Это принесло убыток в $320 млн.