Супруги Проказовы просят оставить их без опеки

Москвичи требуют пересмотра решения судов о контроле их родительских обязанностей

Москвичи Дмитрий и Ольга Проказовы не оставляют попыток защитить «гарантированную законом возможность продолжить воспитание своего ребенка, как и прежде, в любви, внимании и заботе — без риска постороннего вмешательства в дела семьи». Ранее суды вынесли им предупреждение о необходимости изменить свое отношение к воспитанию ребенка, а контроль за исполнением ими родительских обязанностей возложили на органы соцзащиты. Такое решение было вынесено после того, как летом 2019 года Проказовы были замечены на протестной акции с годовалым сыном. В кассационной жалобе, которая есть в распоряжении “Ъ”, защита просит пересмотреть судебные решения и избавить родителей от контроля органов опеки, заявляя, что семья «достаточно пострадала от бессмысленной и безрезультатной охоты на ведьм».

Дмитрий и Ольга Проказовы

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

27 июля 2019 года супруги Проказовы, по версии московской прокуратуры, пришли на несогласованную протестную акцию с годовалым сыном и дали подержать его якобы «чужому человеку» — волонтеру незарегистрированного кандидата в депутаты Мосгордумы Сергею Фомину. Напомним, в ходе мероприятия в поддержку незарегистрированных кандидатов в Мосгордуму, которое его организаторы назвали «встречей, право на которую гарантирует Конституция», по данным «ОВД-Инфо», были задержаны 1373 человека, в МВД сообщали о задержании 1074 человек.

В прокуратуре увидели в появлении родителей на акции с ребенком злоупотребление родительскими правами, заявив, что передача «третьему лицу» ребенка «подвергла опасности здоровье и жизнь мальчика» и «повлекла причинение ему физического и морального вреда». Надзорный орган обратился с иском о лишении родительских прав.

Однако выяснилось, что господин Фомин — двоюродный брат Ольги Проказовой, то есть нечужой ребенку человек, кроме того, родители заявили, что в акции участия не принимали.

Лефортовский суд в сентябре отклонил иск, однако вынес родителям предупреждение «о необходимости изменения отношения к детям». Как ранее поясняла “Ъ” адвокат супругов Проказовых, партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай, подобные предупреждения означают, что «семья находится на постоянном контроле со стороны органов соцзащиты». «Контроль за выполнением ответчиками родительских обязанностей» был возложен на отдел соцзащиты населения района Нижегородский. Истец и ответчики попытались обжаловать это решение, однако Мосгорсуд 6 ноября 2019 года оставил его без изменений.

Адвокаты Проказовых направили кассационную жалобу как на решение Лефортовского суда, так и на апелляционное определение Мосгорсуда. Они, в частности, отмечают, что «выводы судов, содержащиеся в судебных постановлениях в оспариваемой части, не соответствуют фактическим обстоятельствами дела, которые были установлены». Так, в жалобе говорится, что из представленных в деле доказательств следует, что «ответчики не участвовали в несогласованном массовом публичном мероприятии» и не вовлекали в него своего сына. Подтверждение этому адвокаты видят в том, что уголовное дело в отношении супругов Проказовых было прекращено в связи с отсутствием события преступления, ответчики не были привлечены к административной ответственности. Кроме того, к жалобе приложены скриншоты видеозаписи, «которые демонстрируют нахождение Дмитрия Проказова с ребенком и Сергея Фомина вне зоны оцепления, в отсутствие движущихся и кричащих людских масс».

Адвокаты супругов отмечают, что возможность применения к родителям такой меры воздействия, как предупреждение о необходимости изменения своего отношения к воспитанию ребенка, предусмотрена п. 18 постановления пленума Верховного суда №44. Однако, согласно указанному разъяснению, это делается в исключительных случаях при доказанности «виновного поведения родителя», которое противоречит интересам ребенка и может явиться достаточным основанием для лишения родительских прав. «Иных оснований закон не предусматривает»,— отмечается в жалобе.

«К сожалению, мы до сих пор не чувствуем себя в безопасности, не чувствуем, что можем нормально жить, не опасаясь, что детей могут забрать фактически когда угодно,— рассказала “Ъ” Ольга Проказова.— Кассационная жалоба — это попытка защитить наше честное имя как родителей».

«Мы поддерживаем доверителей в желании не просто сохранить целостность семьи, которая и так уж достаточно пострадала от бессмысленной и, к счастью, безрезультатной охоты на ведьм, но и добиться восстановления справедливости в их отношении как родителей,— заявила “Ъ” Екатерина Тягай.— Ольга и Дмитрий Проказовы не совершали ничего, что могло бы стать основанием для объявленного предупреждения и установления контроля за исполнением ими родительских обязанностей со стороны органов соцзащиты. Мы просим суд кассационной инстанции отменить указанные меры, дав таким образом родителям гарантированную законом возможность продолжить воспитание своего ребенка, как и прежде, в любви, внимании и заботе без риска постороннего вмешательства в дела семьи».

Валерия Мишина

Вся лента