Банки выписали себе премиальные
Повышенные комиссии по VIP-картам снижают рентабельность эквайринга
Весь прошлый год российские банки увеличивали доли премиальных карт в своих портфелях. При этом речь идет не столько о росте числа VIP-клиентов, сколько о повышении статуса обычных карт ради повышенной межбанковской комиссии. Это резко снижает рентабельность эквайринга, отмечают опрошенные “Ъ” банки. Они весь год по-тихому повышали комиссии, но дальнейший рост себестоимости может не позволить им маскировать это. В итоге им придется переориентироваться на оплату через систему быстрых платежей (СБП). А это значит, что о кэшбэках и программах лояльности от банков придется забыть.
Многие российские банки отмечают угрожающую тенденцию — рост доли премиальных карт и, как следствие, повышение себестоимости эквайринга. «Себестоимость эквайринга стремительно растет из-за увеличения доли премиальных карт. По многим категориям себестоимость превысила 2%»,— говорит руководитель направления электронной коммерции в Райффайзенбанке Георгий Коннов.
Эквайринговая комиссия, которую платит торгово-сервисное предприятие (ТСП) за возможность приема банковских карт, делится на три части. Значительную ее долю составляет межбанковская комиссия (интерчейндж), которая уплачивается эмитенту карты. Эта величина определяется платежной системой в зависимости от категории ТСП, размера операций, статуса карты, количества операций по ней и т. п. Меньшая часть (0,1–0,3% от платежа) составляет комиссия платежной системы. Оставшаяся часть является доходом банка-эквайера, который обеспечивает поддержание платежной инфраструктуры (терминалов, программного обеспечения и т. п.).
В среднем на интерчейндж в эквайринговой ставке, по словам директора департамента эквайринга банка «Русский стандарт» Инны Емельяновой, приходится более 80%. При этом, как отметили в банке «Тинькофф», «все больше банков начинают выпускать премиальные карты, а операции по таким картам сильно дороже». Так, интерчейндж по премиальным картам может быть в полтора-два раза выше, чем по классическим.
Средняя комиссия по стандартным картам составляет примерно 1,2–1,5%, в то время как по премиальным картам — 2–2,2%.
В условиях, когда каждая десятая доля процента на счету, это серьезное преимущество. «Если говорить про премиальные карты в широком смысле, то есть карты с повышенным интерчейнджем, то мы стараемся перевести выпуск всех продуктов, которые соответствуют требованиям платежных систем, на эти программы»,— заявил начальник управления трансакционного бизнеса банка «ФК Открытие» Дмитрий Бочеров.
Банки решали проблему роста себестоимости эквайринга по-разному, в том числе, как рассказали “Ъ” сразу в нескольких крупных банках, эквайеры просто по-тихому повышали ставки. Председатель президиума АКОРТ Сергей Беляков посоветовал обратиться за комментариями в торговые сети. Ранее АКОРТ выступала за необходимость привести ставку эквайринга к уровню 0,2–0,3% для всех сегментов розничного рынка (см. “Ъ” от 7 февраля 2019 года). Тем не менее рост себестоимости эквайринга не закончился. «Некоторый рост средневзвешенной межбанковской комиссии по нельготным категориям наблюдается постоянно»,— считает директор департамента эквайринга банка «Открытие» Александр Дынин. Так что есть вероятность, что в этом году увеличение себестоимости эквайринга приведет к тому, что рост ставок уже не удастся замаскировать под «индивидуальный подход». Тогда в дело может вмешаться Банк России, который Госдума наделила правом регулировать комиссии по своему усмотрению. И если он ограничит интерчейндж, это ударит и по эмитентам, которым станет сложнее поддерживать кэшбэки и программы лояльности. ЦБ не ответил на запрос “Ъ”.
В Сбербанке, если и не разочаровались в классическом эквайринге, похоже, ставку делают уже не на него. «Сбербанк активно разрабатывает и внедряет новые платежные инструменты, которые позволяют бизнесу не только удобно и безопасно принимать оплату, но и являются для предпринимателей более экономически выгодными, например продукт "Плати QR"»,— заявили в банке. В других банках реальной альтернативой признают платежи через СБП. По словам руководителя департамента эквайринга ВТБ Алексея Киричека, эта система может стать одним из компромиссов в данной ситуации. «Появление нового сервиса переводов по QR-коду через СБП значительно снизит стоимость эквайринга для торгово-сервисных предприятий по сравнению с традиционным подходом к приему карт»,— уверена Инна Емельянова. Однако в СБП такие низкие комиссии для банков, что на кэшбэки у них также не будет средств.