Ископаемое с большим будущим
Елена Стафьева об алмазе Sewelo
Haute joaillerie начинает работать как haute couture и показывать по две коллекции в год, зимой и летом. Некоторые представили в этот раз в Париже небольшие коллекции, некоторые — побольше, а некоторые — только камни, которые к лету станут украшениями. Но всех превзошел Louis Vuitton, который показал один камень. Зато какой — необработанный алмаз Sewelo весом в 1758 карат. И это второй по весу камень за всю задокументированную историю добычи алмазов
Первым был знаменитый Cullinan в 1905 году, весивший 3106 карат. Но так как «Куллинан» давно огранен — и все девять больших бриллиантов, из него получившихся, принадлежат британской короне, то фактически на сегодняшний день «Сeвело» в своем естественном виде размером с теннисный мяч — самый большой алмаз на свете. 21 января у прессы, специалистов и клиентов была возможность увидеть его в ювелирном ателье Louis Vuitton на Вандомской площади. И за это Louis Vuitton надо сказать отдельное спасибо, потому что обычно необработанные алмазы не очень охотно показывают сколько-нибудь широкой профессиональной публике, пока они не превратятся в обработанные, то есть уже в бриллианты.
Этот алмаз был найден 19 апреля на шахте Karowe в Ботсване, которая принадлежит канадской компании Lucara Diamond Corporation, его название, Sewelo, выбиралось путем буквально народного голосования и в переводе с языка тсвана значит «редкая находка». Название абсолютно точно отражает суть события — это не просто второй по величине алмаз из найденных, но и самый крупный алмаз из всех найденных в Ботсване. Вообще, шахта Karowe вполне прославлена именно тем, что оттуда появляются большие, исключительного качества бриллианты (тип IIA, D Flawless). Как, например, найденный в 2015 году Lesedi la Rona весом 1109 карат, который и был, собственно, вторым из найденных и задокументированных — до появления Sewelo. В 2017 году его купила Graff Diamonds за 53 миллиона долларов и в результате мир увидел 302,37-каратный бриллиант, названный Graff Lesedi la Rona, и это пока самый большой бриллиант изумрудной огранки в мире (ну и еще 66 бриллиантов от 1 до 26 карат). С геммологической точки зрения Sewelo довольно уникален еще и своей формой, и тем, что благодаря высокотехнологичной схеме XRT Lucara смогла извлечь его не повредив, что традиционно было проблемой для больших кристаллов.
Камень показывали в специально построенной декорации в виде темной комнаты, куда вел почти лишенный света лабиринт: там, в центре, под перевернутой пирамидой из черных кристаллов и был выставлен Sewelo — под источником света и на специальной вращающейся подставке. Если использовать фонарик в айфоне и подсвечивать его в нужных местах, а еще иметь и лупу, то сквозь слой графитовой пыли, которой камень покрыт, вполне можно было увидеть тригоны — крошечные, чаще всего треугольные будто бы насечки — следы кристаллизации, образовавшиеся миллион лет назад под действием давления и изменения температуры внутри Земли, характернейший признак алмаза. Такие плотно покрытые углеродом алмазы по-французски называют «diamant de speculation», то есть качества и цвет бриллианта, который получится после огранки, довольно трудно предсказуемы.
Майкл Бёрк, СЕО Louis Vuitton, говорит, что именно в этом был особый вызов и особая притягательность камня для них как для компании, пришедшей в ювелирный бизнес совсем недавно: «Мы malletiers, сундучных дел мастера, а не ювелиры. Мы приложим все усилия, соберем главных специалистов и используем все возможные средства, чтобы сделать все наилучшим образом, но мы не хотим поступать как все остальные, для нас в этом нет смысла. Мы должны быть смелыми, доказательство чему — этот камень. Ни один ювелир с Вандомской площади не решился бы на такое пари».
Вообще созерцание Sewelo, испускающего сияние сквозь черную графитовую пленку, превращалось в совершенно эзотерический процесс, заставляющий вспомнить L’OEuvre au noir и прочие стадии теургии, настолько убедительным воплощением «черной массы» первовещества он выглядел. Французы еще вспоминали ультрачерные картины Пьера Сулажа, выдающегося французского абстракциониста, которому недавно исполнилось 100 лет: их называют «архитектоническими» и сравнивают с работой природных стихий. Как всякий исключительный природный феномен, он запускал поэтические механизмы метафор и сравнений.
Третий партнер в проекте — гранильщики из антверпенской HB Company, которые сейчас изучают камень, и этот процесс продлится как минимум до конца июля. Дальше будет понятно, как именно с ним поступят. Будет ли это один 900-кратный овальный бриллиант, как предсказывают некоторые, или это будет бриллиант на 513 карат в фирменной виттоновской огранке-монограмме Flower Cut, как говорят другие, или выйдет один большущий камень карат на 200 и несколько поменьше, к чему склоняются третьи? В любом случае Sewelo уже вошел в ювелирную историю и Louis Vuitton этим сюжетом утвердил свое место в ней. Так что теперь не только сундучники, но и ювелиры.