Белый дом образцового содержания
Правительство отвергло наиболее серьезные опасения в отношении себя
В среду, 5 февраля, президент Владимир Путин провел первое совещание с правительством о ближайших действиях Белого дома в 2020 году. Поправки к бюджету до 2022 года, описывающие финансовые границы новой стратегии Белого дома, будут готовы на следующей неделе. Из выступлений на совещании известно, чего точно не будет делать правительство: резкого роста госрасходов, в том числе из ФНБ, и коррекции «бюджетного правила» не будет. ЦБ и Белый дом создают институциональную схему координации, правительство намерено скорректировать практику работы с госкомпаниями и их инвестпрограммами и повысить реальный уровень импортозамещения в госзакупках. Фактически речь идет о том, что ограниченное перераспределение бюджета в сторону соцрасходов и выполнение затормозившихся планов 2016–2019 годов даст к 2021 году рост ВВП на уровне около 3%.
Совещание у президента было, по существу, первым публичным мероприятием правительства Михаила Мишустина, посвященным новой стратегии Белого дома. Две последние недели там распределяли полномочия и определяли, что именно из планов правительства Дмитрия Медведева будет приоритетным, что будет вписываться в бюджет с учетом социальных поручений Владимира Путина 15 января и что делать, если оно не будет вписываться. Финансовые ресурсы, необходимые для выполнения послания, мобилизованы и согласованы с Минфином, заверил Михаил Мишустин. Отметим, ранее расходы оценивались в 4 трлн руб. до 2024 года, у правительства есть определенные резервы (до 300 млрд руб. в год) по расходам, однако точная цифра увеличения расходов пока неизвестна: по словам премьер-министра, поправки к бюджету планируется рассмотреть на заседании правительства на следующей неделе. В публичной части после президента выступали Михаил Мишустин, вице-премьер Татьяна Голикова и первый вице-премьер Андрей Белоусов.
Видимо, самый важный момент совещания — отсутствие в выступлениях принципиально новых идей и концепций, которых ждали в первую очередь от Андрея Белоусова: в бытность экономическим помощником Владимира Путина он неоднократно выдвигал идеи, логика которых не совпадала с Белым домом.
В этом смысле рынки совещание должно успокоить: господин Белоусов выступал как главный экономист правительства, не имеющий значимых разногласий по курсу с коллегами или, во всяком случае, не готовый высказывать их публично.
Так, первый вице-премьер однозначно продемонстрировал согласие с оценками Минфина, согласно которым годовой потолок «инфляционно безопасного» инвестирования средств ФНБ составляет 300 млрд руб. Первый вице-премьер изложил вполне целостную программу «аккуратного постепенного разогрева рынков с выходом уже в 2021 году на трехпроцентную траекторию роста ВВП», вписывающуюся и в концепцию макростабилизации 2014–2019 годов, и в ограничения «бюджетного правила», и в стратегию Банка России. В среду же ЦБ, несмотря на «неделю молчания» перед решением по ключевой ставке в пятницу (а скорее даже из-за «недели молчания» — отсутствие комментария могло бы обеспокоить рынки), сообщил о договоренности с правительством о создании совместной рабочей группы «по вопросам развития финансового рынка и его участия в ускорении экономического роста»; Андрей Белоусов, в свою очередь, сообщил, что она будет постоянно действующей, поскольку работать будет в онлайн-режиме. Ранее контакты ЦБ и Белого дома были ограниченными и в основном осуществлялись Минфином, причем и в ЦБ, и в Минэкономики, и в Минфине постоянно неофициально критиковали дефицит информации о решениях другой стороны.
Краткосрочный план правительства выглядит так. Первичный импульс экономике, который должен изменить ситуацию на «стагнирующих» рынках, должны дать расходы в рамках «социального пакета» послания президента. Он, по расчетам первого вице-премьера, позволит увеличить частное потребление на 185 млрд руб. в 2020 году и на 400 млрд руб. в год с 2021 года, что обеспечит примерно 0,3 процентного пункта прироста ВВП. Вторая составляющая — увеличение темпов роста объемов инвестиций до 5% уже в 2020 году (0,7% за три квартала 2019 года) и минимум 6% с 2021 года. Здесь составляющие — расходы на оборудование и продукцию машиностроения в рамках нацпроектов (видимо, это более последовательное и жесткое импортозамещение), что должно дать дополнительный спрос уже в текущем году почти 500 млрд руб., в 2021-м — 556 млрд руб., а далее — более 600 млрд руб. в год. Эти факторы (с учетом роста несырьевого экспорта) дадут прирост ВВП на 1 п. п. уже в этом году, а в 2021 году — на 1,6–1,7 п. п.
В остальном и Михаил Мишустин, и его подчиненные демонстрировали очень простую стратегию: необходимо очень быстро выполнить все, что планировалось в 2016–2019 годах и по каким-либо причинам выполнялось медленно.
Так, Андрей Белоусов подтвердил, что 4 февраля провел совещание по главному проинвестиционному законопроекту, закону о СЗПК: от него «отцеплены наиболее спорные моменты» (судя по всему, речь идет о части концессий), возможно, он будет принят Госдумой даже раньше поставленного президентом срока к 30 апреля. Михаил Мишустин, в свою очередь, также говорил об ускорении принятия закона о СЗПК, о госкомпаниях, но в основном по существу — о том, что нужно и возможно выполнить все проекты, намеченные ранее и длительно согласовывающиеся в административном аппарате, от плана трансформации делового климата до цифровизационных проектов госаппарата.
Выступление Татьяны Голиковой на совещании также не содержало в себе сенсаций: хотя оно было очень подробным (часть, впрочем, содержала дотошное описание мер борьбы соцблока с риском коронавирусной эпидемии), в основном и эта часть команды правительства ставит пока на быстрое исполнение старых утвержденных планов. Так, законопроект о регистре лекарственных льготников будет внесен в Госдуму до конца следующей недели, до 1 марта правительство установит порядок льготного обеспечения россиян незарегистрированными в РФ лекарствами. Отметим, в целом именно соцсферой Белому дому в 2020–2021 годах придется заниматься много. Предложенное президентом наращивание соцрасходов само по себе умеренно, но дальнейшее увеличение трат в этой сфере без существенных реформ не имеет смысла — ни в медицине, ни в образовании, ни в культуре.
Что нового в политике нового правительства
Впервые за многие месяцы провозглашен тезис о необходимости стимулировать инвестиции госкомпаний через их инвестпрограммы, при этом Андрей Белоусов довольно скептически отнесся к традиционному в последние годы тезису о необходимости повышать дивидендные выплаты госАО. Прежнее правительство потратило много времени на борьбу за норму «50% чистой прибыли в дивиденды от госАО», но сильно влиять на инвестпрограммы не имело фактической возможности. И первый вице-премьер также напомнил о возможностях ВЭБ.РФ — структуры Игоря Шувалова, за исключением ДОМ.РФ, в последние месяцы она не так часто упоминалась Белым домом.
Наконец, проект «инвестиционного налогового вычета», к которому в старом Белом доме относились прохладно и который также попал в послание президента, решено применять в основном к проектам малого и среднего бизнеса, общая сумма федеральных субсидий на вычет — 30 млрд руб. Очевидно, что для крупных компаний это примерно равно отказу от механизма, «вычет» будет почти исключительно инструментом поддержки МСП.