Протесты в сквере отразились на правах человека
Татьяна Мерзлякова дала оценку «мирному флешмобу»
Свердловский омбудсмен Татьяна Мерзлякова в своем ежегодном докладе, который она представит 25 февраля областному законодательному собранию, целый блок посвятила протестным акциям в сквере у Театра драмы. Она считает, что события, которые происходили в мае 2019 года — это не митинг или спланированная акция, а мирный флешмоб. Участники событий соглашаются с госпожой Мерзляковой, но с сожалением замечают, что ее слова не имеют большого веса.
События, которые происходили в сквере у драмтеатра, не носили насильственного характера, а были мирным флешмобом, когда к не запрещенным законом действиям (прогулка в сквере) присоединялись горожане, говорится в докладе свердловского омбудсмена Татьяны Мерзляковой (есть в распоряжении “Ъ-Урал”). «Территория, на которой проходила акция, — центр города. Акция не имела формы митинга, шествия или демонстрации, люди просто находились в сквере, слушали музыку, общались и прогуливались»,— отметила госпожа Мерзлякова.
Напомним, акции против строительства храма святой Екатерины в сквере у Театра драмы проходили с 13 по 16 мая 2019 года. В сквер приходили тысячи людей, круглосуточно дежурили несколько десятков сотрудников Росгвардии. За это время полиция задержала около 100 человек, 30 из которых были арестованы. Было возбуждено четыре уголовных дела. В частности, Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга сейчас рассматривает уголовное дело в отношении Ярослава Ширшикова, который обвиняется в призывах к массовым беспорядкам (ч.3 ст.212 УК РФ). 19 ноября суд оштрафовал пенсионера Вадима Панкратова, известного в городе по прозвищу Дед Пикет, на 20 тыс. руб. по части 1 статьи 318 УК РФ («Применение насилия в отношении представителя власти, не опасного для жизни или здоровья, а также угроза его применения»): во время протестов он ударил полицейского свернутым плакатом.
Татьяна Мерзлякова в докладе также отметила положительное влияние губернатора Евгения Куйвашева на события: он уже на второй день акции встретился с представителями общественности от обеих сторон. По мнению омбудсмена, «диалог получился», но «иные руководители» этого не поняли, поэтому на следующий день у активистов прошли обыски и допросы.
Выступить с докладом омбудсмен планирует 25 февраля на заседании свердловского парламента. Госпожа Мерзлякова пока отказалась от комментариев.
Представитель общественной организации «Парки и скверы» Анна Балтина, которая была оштрафована на 20 тыс. руб. за организацию майских протестов (она написала на Facebook призыв выйти на прогулку в сквере), частично согласна с госпожой Мерзляковой. «В части оценки акций она права, но не в оценке действий губернатора. Мне очень не понравилось, что за мной на следующий день после встречи с ним пришли силовики, я не верю, что губернатор к этому никакого отношения не имеет»,— пояснила она. Госпожа Балтина считает, что губернатор мог бы вмешаться и прекратить дела, которые сейчас возбуждены. По ее мнению, выводы госпожи Мерзляковой не имеют большого веса для политического истеблишмента.
Политолог Сергей Мошкин солидарен с Мерзляковой в том, что акция носила стихийный характер и не была специально спланирована. «У Екатеринбурга есть слава вольного города, я был очевидцем того, как в Ханты-Мансийском округе и других регионах на различного рода семинарах разбирали екатеринбургский кейс. Был разбор ошибок — смотрели, в чем была ошибка властей, почему довели ситуацию до такого исхода»,— рассказал “Ъ-Урал” господин Мошкин. По его мнению, такие события в стране еще могут произойти, так как люди все меньше и меньше доверяют представителям власти. Впрочем, он считает, что положительных изменений в законодательстве ожидать не стоит. «Власть улицы боится, тема уличной протестной активности ее очень беспокоит, власть стремится держать эту сферу под пристальным контролем. На либерализацию надеяться не приходится»,— полагает эксперт.
Жалобы на преследование из-за событий в сквере могут дойти до ЕСПЧ
По мнению уполномоченного по правам человека в Свердловской области Татьяны Мерзляковой, участники майских протестов в сквере, которые попали под уголовное и административное преследование, могут добиться справедливости в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ).