Ленобласть и Петербург заговорили об интеграции

Власти предложили альтернативу объединению регионов

Губернатор Петербурга Александр Беглов вместе с коллегой из Ленобласти Александром Дрозденко начали обсуждать интеграцию двух регионов. В отличие от своих предшественников, чиновники уже не предлагают объединить город с областью, а планируют уравнять экономическое, социальное и транспортное направления. Эксперты убеждены, что интеграция взаимовыгодна обоим субъектам.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Взаимодействие Петербурга и Ленобласти обсудили на совещании губернаторы двух регионов. В Смольном сообщили, что сегодня ведется работа по созданию интеграционного плана области и города. «Цель этого плана — синхронизировать нашу деятельность в области социальной политики, экологии, образования, здравоохранения, транспортной инфраструктуры, сезонной миграции жителей»,— сказал губернатор Петербурга Александр Беглов.

Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко подчеркнул, что тема изменения границ двух субъектов не поднималась. Он уточнил, что идет речь о «полной экономической, социальной и транспортной интеграции», которая должна будет регламентироваться соглашением с Петербургом. Объединение двух регионов при этом не рассматривается, знает источник “Ъ”, знакомый с ситуацией.

Интеграция включит в себя несколько направлений, в числе которых выравнивание тарифов на газ, водоснабжение и водоотведение, электроэнергию, сообщил Александр Дрозденко. Сегодня в граничащих с Петербургом районах Ленобласти зачастую действует тарифы выше городских. Александр Дрозденко объяснял, что это происходит, поскольку коммуникации от петербургского поставщика проходят через другой регион, а работающая на этой территории организация взимает дополнительные средства на содержание сетей и оборудования.

Еще одно направление коснется социальных льгот двух регионов. Их размер и назначение в Петербурге и Ленобласти отличаются, но в течение двух-трех лет чиновники рассчитывают «интегрировать все социальные пакеты, которые действуют между этими субъектами».

Также Александр Дрозденко надеется регламентировать городское участие в финансировании строительства транспортных проектов на границе двух регионов. Он предложил создавать их за счет федерального, областного и городского бюджетов, тогда как сегодня Смольный не всегда выделяет средства на их реализацию. К таким проектам в комитете по дорожному хозяйству Ленобласти отнесли реконструкцию Колтушского шоссе стоимостью 8 млрд рублей, транспортный обход Мурино в створе Пискаревского проспекта (5,7 млрд рублей) и развязку с КАД в Мурино (900 млн рублей).

Четвертый пункт интеграции двух регионов затрагивает тему экологии. В Петербурге запрещено создание полигонов, и весь объем мусора, образуемого в мегаполисе (1,8 млн тонн в год), свозится в Ленобласть. Областные власти подчеркнули, что готовы определиться с расположением парковых зон в 30-километровой зоне вокруг мегаполиса, чтобы на этой территории создать «легкие» города. Однако взамен господин Дрозденко просит Петербург включиться в программу по переработке городских отходов, а также компенсировать «часть экологической нагрузки, которую несут жители области». Эту проблему, по его задумке, должен решить экологический сбор, который направят на развитие районов с полигонами, принимающими городской мусор (см. “Ъ” от 05.02.2020). Пока власти определяются с вариантами поступления средств, выбирая между субсидиями из бюджета Петербурга и тарифом на вывоз твердых коммунальных отходов.

На момент сдачи материала пресс-служба Смольного не прокомментировала запрос “Ъ”. В пресс-службе областного правительства сообщили, что вопросы синхронизации тарифов, социальных льгот, дорожной и транспортной инфраструктуры, экологии двух субъектов будут обсуждаться на координационном совете Петербурга и Ленобласти в феврале-марте.

Идея преобразования Петербурга и Ленобласти в единый субъект РФ возникла в начале 1990-х. В 1993 году представитель президента РФ в Петербурге Сергей Цыпляев подготовил проект договора о поэтапном объединении области и города, но впоследствии от этой инициативы было решено отказаться. Обсуждение возобновилось в 2003 году, когда петербургский ЗакС предлагал провести референдум со следующей формулировкой: «Согласны ли вы, чтобы Петербург и Ленинградская область объединились в новый субъект РФ — Петербургскую губернию?» — но и это предложение не получило продолжения. К идее в 2007 году вернулась занимавшая тогда пост губернатора Петербурга Валентина Матвиенко, которая спустя год «наложила на эту тему мораторий».

23 января ленинградское отделение партии «Родина» сделало заявление о том, что выступает за частичное объединение Петербурга и Ленобласти с административным центром в городе (см. “Ъ” от 24.01.2020). Согласно программе партии «Родина», необходимо создать «Большой Петербург», который включит несколько ближайших районов и городов Ленобласти. Спустя несколько дней Александр Дрозденко, комментируя объединение регионов, ответил: «На заборе много чего пишут…» В ответ на заявления об интеграции регионов лидер ленинградского регионального отделения партии «Родина» Валерий Шинкаренко, который намерен баллотироваться в губернаторы Ленобласти, выразил уверенность в том, что чиновники двух субъектов не станут исполнять соглашение об интеграции.

Декан юридического факультета Северо-Западного института управления РАНХиГС (инициатор объединения Петербурга и Ленобласти в 1993 году.— “Ъ”) Сергей Цыпляев уверен, что интеграция положительно скажется на развитии двух регионов. «Я думаю, что здесь выигрывают все. Ленобласть получает кадровый центр, возможность пользоваться инфраструктурой, а город — стратегические перспективы развития. Если далеко заглядывать, то область, конечно, богаче, чем город. В нем интеллектуальный потенциал, а остальные возможности в области. Невзирая на интеграцию, огромное количество вопросов остается в ведении субъектов — в частности, ряд социальных выплат и тому подобное. Александр Дрозденко все время говорит о позициях, которые регионам необходимо согласовать, поэтому я думаю, что в плане интеграции в значительной степени были сформулированы позиции, которые волнуют область»,— считает господин Цыпляев.

Политолог Евгений Минченко считает, что проблем в согласовании совместных положений у двух регионов не будет. «Существует позитивный опыт взаимодействия Москвы и Московской области. У них синхронизирован целый ряд решений, в том числе по транспортной инфраструктуре. Это же не полное слияние регионов, а координация определенных позиций, которые затрагивают жителей обоих регионов. Уверен, идея здравая, выиграют от нее оба субъекта и их жители: чем меньше барьеров, тем комфортнее жить»,— заявил эксперт.

Ольга Кантемирова, Олег Дилимбетов

Вся лента