Гостиницы заработали на туристах
По стоимости номера отели Петербурга сравнялись с Москвой
Рост турпотока более чем на четверть позволил гостиницам Санкт-Петербурга увеличить среднегодовую стоимость размещения: по итогам 2019 года по данному показателю во всех ценовых сегментах этот региональный рынок сравнялся с Москвой. Несмотря на это, инвесторы все еще считают Санкт-Петербург рискованным из-за сезонности: более четверти выручки местные отельеры получают в период ПМЭФ. В этом году дальнейший рост цен также под вопросом, вспышка коронавируса может вынудить многих туристов отказаться от путешествий.
Средний тариф на размещение за ночь в гостиницах (ADR) в Москве составил 5,9 тыс. руб. за ночь, снизившись на 44,8% относительно 2018 года, когда дополнительный спрос отельерам обеспечили гости проходившего в России чемпионата мира по футболу. Об этом говорится в исследовании JLL. В Санкт-Петербурге этот показатель достиг 7,1 тыс. руб., снизившись за год на 9%. Аналитики JLL констатируют, что ADR отелей Санкт-Петербурга по итогам 2019 года сравнялся с показателями гостиниц Москвы. В четырех из пяти рассматриваемых ими категорий столичный среднегодовой тариф выше всего на 1%, а для объектов высокого ценового сегмента в Москве показатель на 4% ниже, чем в Санкт-Петербурге (6,64 тыс. руб. за ночь). Еще в 2014 году ситуация была кардинально другой: средний московский тариф превышал петербургский на 19–54% в зависимости от сегмента. В 2018 году разница составляла 7–31%.
365 миллиардов рублей
может быть оборот российского рынка туристического размещения в 2020 году, прогнозирует Euromonitor International
Руководитель направления гостиничного бизнеса JLL Яна Уханова связывает уверенный рост ADR в Санкт-Петербурге с активным развитием туризма: по итогам 2019 года город посетили 10,4 млн человек, это на 26,8% больше, чем в 2018 году. Поток путешественников в два раза превысил население города — 5,39 млн человек. Госпожа Уханова подчеркивает, что ADR отелей в Петербурге растет на фоне резких ценовых колебаний, они стоят значительно дороже московских летом, в то время как в ноябре, напротив, оказываются заметно доступнее.
Партнер департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Усенко соглашается, что Петербург продолжает оставаться туристическим городом, где сезон длится с апреля до конца сентября. «Гостиничный рынок зависим от группового туризма, хотя в последние годы доля бизнес-спроса выросла за счет переезда Конституционного суда и структур "Газпрома"»,— рассуждает госпожа Усенко. Хотя руководитель подразделения индустрии гостеприимства CBRE Татьяна Белова считает, что значительный эффект на гостиничный рынок Санкт-Петербурга оказывает ПМЭФ, в дни форума отельеры зарабатывают 25–30% годовой выручки. В Cushman & Wakefield приводят похожие расчеты: в июне прошлого года номер в отеле категории luxury стоил в среднем более чем в три раза дороже, чем в Москве,— 52,25 тыс. руб. за ночь против 15,9 тыс. руб.
Гостиницы Петербурга пока отстают от московских по доходности на номер (RevPAR), но ситуация меняется. По оценкам JLL, по итогам 2019 года этот показатель для отелей города составил в среднем 4,8 тыс. руб. на номер. Это соответствует уровню 2018 года и на 14,3% превышает уровень 2017 года. В Москве средний RevPAR за прошлый год составил 5 тыс. руб., сократившись относительно 2018 года на 21,9% и оказавшись немного ниже значения 2017 года — 5,1 тыс. руб. В JLL объясняют, что в Москве отельеры пока зарабатывают за счет более высокой загрузки: по итогам 2019 года она составила 78%, это на 10 процентных пунктов выше значения Санкт-Петербурга.
Но инвесторы все еще относятся к Санкт-Петербургу настороженно. Гендиректор Ales Capital Андрей Дегтярев объясняет, что московский рынок остается более прогнозируемым с точки зрения стабильного денежного потока. Он добавляет, что достаточно сложно прогнозировать дальнейшее увеличение ADR в этом году, «из-за коронавируса много неопределенности, возможны отмены туров не только со стороны китайских туристов, которые составляют значительную часть турпотока». Марина Усенко соглашается, что из-за сильной сезонной динамики для инвесторов картина в городе больше напоминает ситуацию, когда все яйца размещены в одной корзине.