Застройщиков вызывают в школы
Свердловские власти обеспокоены отсутствием заявок на строительство соцобъектов
Власти Свердловской области предложили сократить сроки подачи заявок девелоперов на строительство школ и детсадов в регионе на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП). По их мнению, застройщики не проявляют инициативу из-за необходимости создания специальной организации и согласований. Участники рынка не уверены, что механизм ГЧП гарантирует им своевременный возврат денег. Для решения проблемы они предлагают дополнить нормативную базу.
Об отсутствии частных инициатив от свердловских застройщиков на возведение социальных объектов на основе ГЧП рассказал заместитель губернатора Свердловской области Олег Чемезов на заседании регионального правительства. «По поручению губернатора с августа 2019 года рассматриваем варианты ГЧП. Пока никто не сформировал частную инициативу, хотя на встречах и банки, и застройщики подтверждают свою готовность»,— отметил он. Для стимулирования девелоперов господин Чемезов предложил перенести сроки предоставления заявок с 6 марта на 20 февраля. В случае отсутствия желающих областные власти готовы объявить публичный конкурс на строительство школ и других социальных объектов на условиях ГЧП.
Механизм ГЧП предполагает, что частный партнер (застройщик) выполняет проектные работы, проходит госэкспертизу, строит здание и осуществляет техническую эксплуатацию объекта в течение оставшегося срока соглашения. После сдачи объекта в эксплуатацию областные власти в течение установленного срока компенсируют равными платежами затраты. По завершении срока соглашения застройщик передает здание в собственность государству.
По мнению областных властей, девелоперы должны быть заинтересованы в развитии социальной инфраструктуры в районе, который застраивают. Исполняющий обязанности губернатора Алексей Орлов отметил, что строительство школ и детсадов — обоюдная выгода, которая повысит привлекательность района и увеличит продажу квартир. «Изначально банки предлагали застройщиков из Питера, Москвы и Китая. Мы попытались сориентироваться на тех, кто работает в области. Потому что это налоги, опыт, развитие рабочих мест и в целом эффективно для областного бюджета»,— пояснил Олег Чемезов. По его словам, необходимый объем строительства «бюджет не в состоянии взять». Несмотря на это, в случае отсутствия заявок от строителей вице-губернатор предложил отложить процедуру ГЧП и попытаться найти деньги из бюджета.
«ГЧП подразумевает то, что застройка ведется специально созданным сообществом. Оно должно отработать с департаментом образования и муниципалитетом необходимые расходы на дальнейшее снижение срока ввода в эксплуатацию объекта. Эта сложность является ключевой причиной»,— добавил господин Чемезов.
Как отметил в докладе исполняющий обязанности главы Екатеринбурга Александр Ковальчик, дефицит мест в школах Екатеринбурга к 2025 году составит около 88,9 тыс. мест. К 2030 году он увеличится до 121,1 тыс. мест. В качестве одной из проблем дефицита он назвал прирост жилфонда. По словам господина Ковальчика, для решения проблемы необходимо менять финансовую модель строительства социальной инфраструктуры.
Напомним, в ноябре 2018 года Газпромбанк подписал с Корпорацией развития Среднего Урала (КРСУ) соглашение о ГЧП, в рамках которого на территории региона планируется построить школы, детские сады и медучреждения. Первый пилотный проект (строительство школы) планировалось осуществить в Краснотурьинске, однако он не был реализован из-за отсутствия застройщиков. В декабре 2018 года банк «Открытие» подписал аналогичное соглашение с правительством Свердловской области.
Участники рынка не понимают, каким образом будет работать механизм. «Я слабо представлю длинные вложения в государственно-частное партнерство и то, каким образом девелопер потом сумеет вернуть деньги»,— пояснил директор группы ЛСР на Урале Владимир Крицкий. По его мнению, застройщикам невыгодно вкладывать средства из-за нестабильности экономики: «хоть минимальная инфляция все же есть». «Мы платим налоги, на которые строятся социальные объекты. Создание социальной инфраструктуры — это задача государства. Мы свою задачу выполняем честно и хотим какой-то отдачи»,— добавил господин Крицкий.
«Принимая на себя такие обязательства, мы должны понимать, что если в период действия соглашения произойдут изменения в законодательстве или в ходе реализации федеральной программы финансирования, застройщик не окажется крайним в этой цепочке. Чтобы предметно обсуждать механизм ГЧП, необходимо понять, как именно будет защищен от рисков частный партнер»,— отметил гендиректор «Атомстройкомплекса» Валерий Ананьев. По его словам, в рамках ГЧП проблему нехватки мест в школах можно решать реновацией старых школ. Однако сейчас этому мешают устаревшие нормы СанПиНа.
Исполнительный директор СРО «Ассоциация строителей Урала» Вячеслав Трапезников подчеркнул, что застройщики не против строить социальные объекты. Он отмечает отсутствие необходимой законодательной базы. «Заходить в проекты с десятилетними горизонтами мешает массив нормативных документов федерального и регионального уровня. Он не гарантирует наличие четких недвусмысленных юридических процедур, которые застрахуют компанию от прямых убытков»,— пояснил господин Трапезников. По его мнению, для привлечения девелоперов необходимо модернизировать нормативную базу. «Почти уверен, что областной закон о государственно-частном партнерстве, который описывал бы в качестве приоритетных кейсов строительство социальных объектов, был бы востребован»,— предположил Вячеслав Трапезников.