«Магнит» заплатил за рост
Ритейлер снизил чистую прибыль за 2019 год на 49%
Чистая прибыль «Магнита» за 2019 год снизилась по сравнению с предыдущим годом на 49% и составила 17,1 млрд руб. По итогам четвертого квартала минувшего года данный показатель составил 4 млрд руб., показав снижение год к году на 51,2%. Рост общей выручки ритейлера за прошлый год составил 10,6% (1,37 трлн руб.), за четвертый квартал — 11% (368,2 млрд руб.). Аналитики компании считают, что увеличение выручки обусловлено ростом трафика в магазинах сети, а отрицательные показатели чистой прибыли — высокими затратами, пересмотром налоговой политики и выплатой дивидендов дважды в год. Эксперты отмечают возврат покупательской способности клиентов «Магнита».
Общая выручка ПАО «Магнит» за 2019 год выросла к 2018 году на 10,6% и составила 1,37 трлн руб., чистая розничная выручка увеличилась на 9,5% до 1,33 трлн руб., показатель EBITDA составил 83,1 млрд руб. Маржа сократилась на 117 базовых пунктов (б. п.) год к году — до 6,1%. Чистая прибыль ритейлера при этом сократилась на 49% и составила 17,1 млрд руб. Рентабельность чистой прибыли снизилась на 146 б. п. год к году до 1,3%, говорится в официальной отчетности общества.
Так, выручка «Магнита» за четвертый квартал 2019 года составила 368,2 млрд руб. и выросла год к году на 11%. Чистая розничная выручка за этот же период составила 357 млрд руб., ее рост по сравнению с аналогичным периодом 2018 года составил 9,2%. Чистая прибыль «Магнита» в четвертом квартале сократилась на 51,2% год к году и составила 4 млрд руб. Рентабельность чистой прибыли снизилась на 140 б. п. до 1,1%.
Оптовые продажи «Магнита» выросли на 135,2% до 11,3 млрд руб. преимущественно за счет дистрибуции фармацевтических товаров. Валовая маржа ритейлера в рассматриваемом периоде составила 21,7%, снизившись на 198 б. п. год к году. Это, по данным аналитиков компании, связано со снижением торговой маржи, ростом логистических затрат, потерь и увеличением доли низкомаржинального оптового сегмента, частично компенсированными улучшением коммерческих условий и увеличением доли высокомаржинального формата дрогери. Показатель EBITDA «Магнита» в четвертом квартале прошлого года составил 20 млрд руб. «Сокращение маржи EBITDA на 154 б. п. год к году до 5,4% обусловлено динамикой валовой маржи и небольшим ростом коммерческих, общехозяйственных и административных расходов, частично компенсированными ростом прочих операционных доходов»,— говорится в отчетности компании.
В компании отмечают, что снижение чистой прибыли обусловлено, в частности, пересмотром суммы налоговых выплат за предыдущие годы и корректировкой налоговых деклараций в части подлежащих к вычету расходов. Кроме того, капитальные затраты ритейлера выросли на 9% и составили 58,6 млрд руб. на фоне ускорения программы развития. Всего по итогам 2019 года «Магнит» заплатил по налогам 4,86 млрд руб., что на 46,7% меньше показателя 2018 года (9,13 млрд руб.).
По мнению аналитика ГК «ФИНАМ» Натальи Малых, снижение рентабельности торговой сети стало, прежде всего, результатом сужения коммерческой маржи, роста амортизационных отчислений после изменения политики учета, а также увеличения неподконтрольных расходов: аренды, коммунальных платежей и других. Эксперт отмечает оптимизацию расходов ритейлера на маркетинг, упаковку и персонал. «Выручка выросла благодаря новым торговым площадям. Сопоставимые продажи при этом вышли в небольшой плюс после трех лет снижения за счет роста среднего чека на 2,8%. Траффик за год уменьшился на 2,3%, но мы отмечаем существенное улучшение его динамики. При этом в декабре он стал положительным впервые за долгое время. Возврату покупателей способствовали реализованные промо, а также введение программы лояльности и улучшение ассортимента»,— комментирует госпожа Малых.