Мануэловичи мы
Как Сергей Лавров искал в Мексике что-то общее с ней
Глава МИД РФ Сергей Лавров впервые за десять лет посетил Мексику — страну, в декабре 2018 года перешедшую в лагерь умеренно-левых государств Латинской Америки. В ходе той предвыборной кампании из Вашингтона звучали голоса о том, что оппозиционного кандидата в президенты Андреса Мануэля Лопеса Обрадора тайно поддерживает РФ. Политик высмеивал такие предположения, называя себя «Андресом Мануэловичем», и в итоге победил. Изменились ли с тех пор российско-мексиканские отношения, выяснял в Мехико корреспондент “Ъ” Павел Тарасенко.
Кто избрал президента?
Ключевым пунктом визита Сергея Лаврова в Мехико были переговоры с его коллегой Марсело Эбрардом, поздно вечером по московскому времени завершившиеся пресс-конференцией. А вот встреча с президентом Андресом Мануэлем Лопесом Обрадором, вероятность которой изначально была, в итоге не состоялась. Конспирологи могли бы на этом выстроить целую теорию. Напомним, что кампания, из которой лидер левого Движения национального возрождения вышел победителем, сопровождалась скандалами, косвенно связанными с Россией.
Представители администрации президента США Дональда Трампа и американского Конгресса заявляли о «российском вмешательстве» в мексиканские выборы, точнее, о поддержке Москвой господина Лопеса Обрадора.
Тот отшучивался: например, снял видеоролик, в котором признался, что ждет «российскую подлодку, груженную золотом из Москвы». Также политик отметил, что на самом деле его зовут Андрес Мануэлович. Говоря же серьезно, он уличал Вашингтон и своих соперников по гонке в «грязной игре».
«Вопрос о вмешательстве России был сильным аргументом, который использовали США, чтобы влиять на общественное мнение в Мексике и во всей Латинской Америке,— заявила “Ъ” профессор мексиканского Национального автономного университета Имельда Ибаньес Гусман.— Однако избиратели в конечном счете не уделили этой теме большого внимания: их куда больше интересовал вопрос борьбы с насилием и преступностью».
Посол Мексики в РФ Норма Пенсадо, отвечая на вопрос “Ъ” о «руке Москвы», сказала: «У нас самая сильная избирательная система. Наши выборы были эталонными — это признали все политические игроки и представители всех секторов нашего общества».
Отношения с соседом
Так или иначе, тактика противников Андреса Мануэля Лопеса Обрадора не сработала, и он победил. Источник в российской делегации заявил “Ъ”, что сколь-либо существенную смену внешнеполитического курса Мехико в Москве пока не почувствовали: «Мексиканцы слишком сильно зависят от своего северного соседа».
Между тем сам президент сразу после избрания заявил, что намерен в одинаковой степени развивать отношения со всеми государствами, которые к этому готовы. «Внешняя политика базируется на принципах, освященных Конституцией. Цель — иметь со всеми сторонами взаимовыгодные отношения, основанные на принципе взаимного уважения»,— заверила “Ъ” Норма Пенсадо. Приоритетом работы правительства она назвала «умную диверсификацию связей».
В июле 2018 года, спустя несколько часов после победы господина Лопеса Обрадора, состоялся его телефонный разговор с Дональдом Трампом. А через несколько недель Мексику посетил госсекретарь Майк Помпео — и с тех пор частота контактов остается столь же высокой.
Ключевое событие состоялось 29 января, когда президент Трамп подписал с Канадой и Мексикой договор USMCA — по его словам, «наиболее сбалансированное современное торговое соглашение». Между тем, по мнению Имельды Ибаньес Гусман, оно может негативно сказаться на отношениях с РФ: «Мексика больше не сможет диверсифицировать торговлю с другими регионами мира, включая Россию». Еще одно важное соглашение, достигнутое недавно Мехико и Вашингтоном, касается безопасности — «сокращения незаконного оборота оружия, наркотиков и финансовых ресурсов транснациональных преступных сетей на суше, на море, в портах и аэропортах».
При этом говорить о полном совпадении взглядов между партнерами не приходится — вспомнить хотя бы разногласия по поводу инициативы Дональда Трампа о строительстве стены на границе между двумя странами. Кроме того, контакты с США не стали для мексиканских властей препятствием для того, чтобы принять на своей территории экс-президента Боливии Эво Моралеса, вынужденного покинуть свою страну в ноябре прошлого года. Один из лидеров «левого пояса» Латинской Америки и ключевой союзник Москвы признавался, что власти Мексики спасли ему жизнь. Еще один пример: Мексика — одна из немногих (наряду с Кубой и Уругваем) стран Латинской Америки, по-прежнему считающих Николаса Мадуро законным президентом Венесуэлы. Этот факт для Сергея Лаврова был немаловажен, учитывая, что следующая остановка в рамках его латиноамериканского турне — это как раз Венесуэла.
По словам Имельды Ибаньес Гусман, правительство Лопеса Обрадора стремится «продемонстрировать свою внешнеполитическую позицию и вернуть лидерство в регионе, утраченное много лет назад». При этом эксперт пояснила “Ъ”, что ключевой особенностью новых властей стало обращение к так называемой доктрине Эстрады — сформулированной в 1930 году концепции, которая описывает Мексику как государство, власти которого не решают, признавать ли то или иное правительство законным. То есть, по сути, речь идет о невмешательстве в дела других государств.
«Наши основополагающие принципы — невмешательство, право народов на самоопределение, поиск мирных путей разрешения противоречий, юридическое равенство государств, уважение, защита и продвижение прав человека, а также борьба за мир и международную безопасность»,— подтвердила “Ъ” посол Пенсадо.
Точно такую же фразу, представляя в зарубежных поездках российскую позицию, мог бы произнести и Сергей Лавров.
Надежда на туристов
Что касается двусторонних отношений, то тут, как давали понять участники переговоров 6 февраля, все развивается довольно активно. «Два примера положительной тенденции — планы по отмене визового режима между странами, а также решение России открыть два консульства — в городах Пуэбла и Мерида»,— заявила “Ъ” Имельда Ибаньес Гусман, отметив также «сотрудничество в культурной сфере, которое сближает два народа».
Норма Пенсадо назвала РФ «динамично развивающейся страной и центральным действующим лицом глобальной системы». И добавила: «Наш политический диалог, в том числе в рамках международных структур, позволяет обеим сторонам продвигать консенсусные решения, касающиеся общих вызовов». Посол РФ в Мексике Виктор Коронелли в недавнем интервью «РИА Новости» привел примеры сотрудничества: «Мексиканцы в ходе текущей сессии на голосованиях в комитетах и на пленарных заседаниях в составе Генассамблеи ООН поддержали все наши резолюции, связанные с неразмещением оружия в космосе, мерами доверия и транспарентности в космическом пространстве. Из года в год коллеги поддерживают наш проект резолюции о недопустимости героизации нацизма. При этом мексиканцы воздерживаются от поддержки известных антироссийских инициатив Украины». Кроме того, посол обратил внимание на то, что в декабре в Мехико была делегация «Роскосмоса», которая завершила согласование документа о сотрудничестве в области мирного использования космического пространства.
Норма Пенсадо, в свою очередь, дала понять, что в торгово-экономической сфере есть над чем работать: «В 2018 году товарооборот составил $2,94 млрд — хотя был зафиксирован рост, этот показатель гораздо ниже того, которого мы потенциально можем достичь».
За девять месяцев 2019 года товарооборот России с Мексикой составил $1,9 млрд, уменьшившись на 13,81% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.
«Для Мексики Россия — это страна с высоким потенциалом развития сотрудничества с точки зрения политики, экономики, науки, культуры и туризма»,— заверила “Ъ” Норма Пенсадо. На последнем пункте две страны делают особый акцент. Многие мексиканцы открыли для себя Россию во время чемпионата мира по футболу 2018 года — на него приехали около 45 тыс. граждан этой страны. Что же касается россиян, то рекорд был поставлен в 2013 году, когда Мексику посетили более 100 тыс. человек. Потом произошел спад, но сейчас показатели восстанавливаются. В 2018 году число туристов достигло 58 тыс. человек и продолжает расти.
Для Мексики это крайне важно еще и потому, что в целом туристическая отрасль страны переживает не лучшие времена.
По данным опубликованного в январе исследования компании Smith Travel Research (STR), в 2019 году (январь—ноябрь) доход в расчете на один свободный номер в Мексике снизился на 6,6% (год к году) — до $69,11; заполняемость — на 2,9% (до 61,6%). Наибольшее падение зафиксировано на Карибском побережье полуострова Юкатан, где сосредоточены работающие по системе «все включено» курорты. Среди гонящихся за впечатлениями и уникальным опытом миллениалов, как отмечается в исследовании STR, такие курорты не популярны. Зато российские пакетные туристы сервис на Юкатане могут оценить в полной мере.