Евгения Маркова возглавила «Роскино»
Оператор по продвижению российского кино сменил руководителя
Евгения Маркова возглавила госкомпанию «Роскино», которая занимается продвижением российского кино за рубежом. На ее назначении настаивали российские продюсеры, недовольные экспансией своих проектов на зарубежных кинорынках.
Евгения Маркова назначена гендиректором АО «Роскино» вместо Екатерины Мцитуридзе, приказ Росимущества о ее назначении подписан 6 февраля (копия есть у “Ъ”). Ее кандидатуру еще осенью 2019-го предложили рассмотреть крупнейшие кинопродюсеры. В прошлом году они написали письмо главе Росимущества Вадиму Яковенко, где попросили поддержать их идеи по реформированию «Роскино»: переподчинить его Минкульту (сейчас компания принадлежит Росимуществу) и включить в совет директоров новых участников. Затем продюсеры предлагали создать общую стратегию продвижения кино за рубежом, сформировать зонтичный бренд, который будет представлять кино за рубежом «и ассоциироваться не с одним человеком», а с успехами российских фильмов, наладить контакты с российскими партнерами и продвигать систему рибейтов.
Наконец, продюсеры просили запустить регулярное аналитическое исследование положения российского кино и сериалов на зарубежных рынках. Евгения Маркова «за последний год проявила себя как успешный лоббист индустрии, высокопрофессиональный маркетолог» с необходимыми связями и командой экспертов — ее продюсеры и просили назначить гендиректором «Роскино».
Письмо подписали Федор Бондарчук, Сергей Сельянов, Эдуард Илоян, Вадим Верещагин и другие продюсеры.
После этого несколько представителей индустрии вошли в совет директоров компании, а гендиректор Екатерина Мцитуридзе из него выбыла.
Евгения Маркова последнее время отвечала за связи с индустрией в компании «Экспоконтент», которая консультирует российских производителей кино и сериалов по вопросам международного продвижения. Она координировала участие российских игроков на крупных кинорынках: на Marche du film в Канне под брендом Made in Russia при поддержке Российского экспортного центра, на American Film Market в Лос-Анджелесе и Международном кинофестивале в Торонто под брендом Created in Moscow при поддержке Московского экспортного центра. Под ее руководством в России в октябре 2019 года прошел форум для иностранных закупщиков контента Key Buyers Event. До того она работала в структурах группы Банка России, где отвечала за проекты в социальной сфере, а также в сфере культуры и туризма, еще раньше — в структурах РЖД и Philips. Евгения Маркова — жена гендиректора «СТС Медиа» Вячеслава Муругова.
Предыдущий гендиректор «Роскино» Екатерина Мцитуридзе возглавляла компанию с 2011 года. Комментируя ее отставку, бывший министр культуры Владимир Мединский объяснял, что продюсеры хотят видеть «Роскино» «немного другой» компанией.
Продюсеры, для которых продажа контента за рубеж с каждым годом приобретает все большее значение, изучали разные варианты альянсов для продвижения своих проектов. Например, год назад Федор Бондарчук предложил создать единого оператора, увеличив инвестиции на его экспансию до 400 млн руб. в год. Учредителями такой компании согласны были стать «Газпром медиа», Национальная медиа группа, СТВ Сергея Сельянова и ФГУП «Союзмультфильм». Затем обсуждался вариант создания ассоциации компаний—продавцов контента, говорил “Ъ” один из продюсеров.
Совокупный бюджет на восемь стендов кинематографистов за рубежом в 2018 году составил 53 млн руб., из них 28 млн руб. бюджетных средств, остальное — средства компаний, отчитывалась ранее Екатерина Мцитуридзе. Федор Бондарчук и глава «Союзмультфильма» Юлиана Слащева говорили о том, что не довольны тем, как «Роскино» справляется с продвижением российских кинокартин на внешних рынках. Екатерина Мцитуридзе претензии продюсеров отвергала, называя их «разглашением конфиденциальной информации в рамках закрытых контрактов».