Ниже есть куда
ЦБ опустил ключевую ставку до 6% годовых и может продолжить быстрее, чем ожидалось
Банк России снизил ключевую ставку до 6% годовых. Это шестое смягчение денежной политики подряд, причем ЦБ допускает новое снижение ставки не «в ближайшем полугодии», как заявляли монетарные власти ранее, а уже «на ближайших заседаниях совета директоров». Регулятор констатирует сохраняющееся преобладание рисков чрезмерного замедления инфляции и рассчитывает, что принятые меры сократят привлекательность вложений в ОФЗ и поддержат ипотечное и корпоративное кредитование в РФ — слабый спрос остается одной из основных проблем экономики РФ на фоне паузы в наращивании госинвестиций, вызванной сменой правительства, и ожидания влияния растущих социальных расходов на частный спрос лишь во второй половине 2020 года.
Совет директоров Банка России на первом в 2020 году заседании снизил c 10 февраля ключевую ставку до 6% годовых и неожиданно дал ясный сигнал о возможности ее дальнейшего снижения уже на ближайших заседаниях — ранее регулятор описывал горизонт возможного нового смягчения ДКП как «в ближайшем полугодии».
Основное объяснение решения в том, что «замедление инфляции происходит быстрее, чем прогнозировалось», констатирует регулятор. Отмечая стабильность инфляционных ожиданий населения, ценовых ожиданий предприятий и ускорение темпов роста российской экономики во втором полугодии 2019 года, ЦБ констатирует сохранение рисков существенного замедления мировой экономики.
По оценке регулятора, «на краткосрочном горизонте дезинфляционные риски по-прежнему преобладают над проинфляционными» и сохранение годовой инфляции в целевых пределах 3,5–4,0% по итогам 2020 года и «вблизи 4% в дальнейшем» возможно только с учетом новых планов по смягчению денежно-кредитной политики.
«Банк России будет принимать решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков»,— отмечает регулятор.
Описывая инфляционную динамику, Банк России констатирует, что эффект высокой базы января 2019 года, вызванный повышением ставки НДС на 2 процентных пункта, является не единственной причиной роста цен в январе 2020 года ниже целевого диапазона в 3,5–4%. «Годовой темп прироста потребительских цен в январе снизился до 2,4% (с 3,0% в декабре 2019 года) — как за счет выхода из расчета эффекта повышения НДС, так и за счет умеренного темпа роста цен в январе. Годовая базовая инфляция по итогам января снизилась до 2,7% после 3,1% в декабре. Показатели инфляции, отражающие наиболее устойчивые процессы ценовой динамики, по оценкам Банка России, находятся вблизи или ниже 3%»,— констатируют в ЦБ.
Отдельно Банк России упоминает сохранение влияния на инфляцию сдержанного спроса, в том числе внешнего, что отчасти вызвано укреплением рубля в 2019 году. Отметим, проблемы спроса были основным сюжетом 2019 — начала 2020 годов: при низкой активности населения основные надежды производители возлагали на госзакупки в рамках нацпроектов, которые, однако, лишь частично поддержали его к концу 2019 года. В начале текущего года основные надежды на разгон спроса сдвинулись «вправо» из-за смены правительства, неопределенности в сроках реализации запланированных масштабных госинвестиций и понимания, что объявленный масштабный рост соцрасходов также отразится на частном спросе лишь со второй половины 2020 года.
Банк России рассчитывает, что нынешнее снижение ставки вызовет снижение доходности гособлигаций, что отразится на снижении депозитных и кредитных ставок банков — это должно поддержать рост корпоративного и ипотечного кредитования.
При этом регулятор отмечает постепенное замедление роста потребительского кредитования «в значительной мере вследствие ужесточения неценовых условий под действием макропруденциальных мер Банка России». Напомним, это отголосок дискуссий регулятора и прежнего главы Минэкономики Максима Орешкина об опасности перегрева рынка необеспеченного потребкредитования. Сначала Минэкономики беспокоило то, что разгон необеспеченных кредитов вызовет рост закредитованности населения, угрожающий экономическому развитию, затем — что вызванное ужесточением нормативов ЦБ в отношении таких займов приведет к чрезмерному охлаждению спроса. Банк России же беспокойства по этому поводу не разделял.
Нынешняя ступень вниз — на 25 базисных пунктов — стала шестым подряд смягчением денежной политики ЦБ. В 2019 году снижения ключевой ставки пришлись на июнь, июль и сентябрь (на 25 базисных пунктов — б. п.), в октябре оно составило сразу 50 б. п., последнее снижение состоялось в декабре (25 б. п.), когда ставка снизилась до 6,25% годовых — минимума с марта 2014 года, когда были введены западные санкции против РФ из-за событий на Украине, что вынудило регулятора повысить ставку с 5,5% до 7%.