До встречи у премьер-министра
Диана Галиева — о первых результатах новой организации Белого дома
Исходя из распределения полномочий вице-премьеров и конфигурации подчинения министров в новом правительстве, к предположениям, что разногласий в его работе будет меньше, стоит добавить, что оставшиеся будут решаться по-новому — споры ведомств, видимо, чаще будут подниматься на уровень главы Белого дома Михаила Мишустина. Как минимум, вскоре этого потребует дискуссия Минфина и Минпромторга о поддержке российских предприятий за счет госзакупок.
Обсуждаемые в течение последнего года масштабные инициативы Минпромторга и ВПК по введению минимальной доли закупок у нацпроизводителей блокировались как «промышленным» вице-премьером Дмитрием Козаком, так и регулятором контрактной системы — Минфином. Получивший полномочия господина Козака в новом правительстве «военно-промышленный» вице-премьер Юрий Борисов, сам — идеолог введения квот, раскритиковал альтернативные идеи Минфина и ФАС по тонкой настройке существующих режимов поддержки за недостаточную эффективность и назначил головным ведомством в вопросах импортозамещения Минпромторг. Ведомство в очередной раз представило проекты введения квот, но они опять не были поддержаны коллегами по Белому дому. Господин Борисов попытался заручиться поддержкой первого вице-премьера Андрея Белоусова: его участие предполагалось на очередном совещании по спорным проектам, которое аппарат правительства назначил на 6 февраля, но встреча не состоялась. Впрочем, вопрос на этом уровне, видимо, решить просто нельзя: в нынешней конфигурации Белого дома нет профильного вице-премьера по вопросу, а сам глава Минфина Антон Силуанов прямо не подчинен ни одному вице-премьеру и отчитывается напрямую Михаилу Мишустину.
В результате спорные проекты будут внесены в правительство с разногласиями, разрешать которые, видимо, придется самому главе Белого дома.
Возможно, это соображение подтолкнуло стороны к еще одной попытке компромисса: в пятницу господин Борисов, ранее настаивавший на общей квоте, признал, что подход к ее определению все же может быть отраслевым,— ранее на это указывали его оппоненты.
Обособление Минфина в структуре Белого дома может сделать этот случай не уникальным. Например, переход в ведение министерства Росимущества и вопросов управления госкомпаниями может сформировать гораздо более сложную ситуацию. Уход Минэкономики из системы согласования дивидендной политики и инвестпрограмм госАО оставит Минфин перед выбором между традиционным интересом к дивидендам госкомпаний и его же ответственностью за их развитие. Ждать, что вопрос такого уровня может быть мирно решен внутри ведомства, вряд ли стоит — по крайней мере, ранее его редко удавалось решить даже двум министрам одного правительства,— так что премьер-министру, видимо, придется брать на себя роль «третейского судьи» и во внутриминистерских спорах.