Фудтех наращивает массовость
Могут ли новые сервисы доставки еды занять свою нишу
Рынок доставки готовой еды ставит новые рекорды: крупнейшие игроки почти каждый месяц в разы увеличивают объемы заказов. Так, Delivery Club смог в январе доставить больше 3,5 млн заказов. В целом этот рынок уже оценивают в сотни миллиардов рублей. Фудтех постепенно занимает все более внушительную долю в системе российского общепита, а инвесторы готовы вкладывать в него десятки миллионов долларов. Что позволяет этому рынку развиваться? И можно ли на этом заработать инвестору? Расскажет Глеб Силко.
Рынок фудтеха в России бьет очередные рекорды. Delivery Club сообщает о выполнении 3,5 млн заказов за январь, по сравнению с первым месяцев прошлого года рост в два с небольшим раза. Основной конкурент сервиса Mail.ru — «Яндекс.Еда» — аналогичные показатели “Ъ FM” не раскрыл. Впрочем, в том, что количество заказов растет у всех игроков рынка, сомневаться едва ли приходится. По данным «Infoline-Аналитики», к концу этого года в целом объем рынка фудтеха должен был превысить 170 млрд руб. Основатель сервиса Obed.ru Владимир Орлов признается, что показатели, по крайней мере, в его b2b-сегменте, хорошие. Компания уже несколько лет показывает рост на 40-50%, в том числе и по доходам.
«Рынок абсолютно далек от насыщения. Можно посмотреть на такой показатель, как retention, то есть повторяемость заказов на одного пользователя в единицу времени. Если мы, например, говорим про корпоративный сектор, про обед, повторяемость составляет где-то 170 заказов на одного человека в год. То есть фактически ежедневный заказ. И у Delivery Club, и у “Яндекса” этот показатель далек от такой цифры. Это, безусловно, связано с тем, что они работают в секторе b2c, то есть работают в розничном. Думаю, что смело только за счет этого показателя можно вырасти еще достаточно серьезно. Плюс абсолютно нет игроков на рынке специализированной доставки еды, то есть это всевозможные кухни, ориентированные на вегетарианскую и так далее»,— рассказал Орлов.
Delivery Club рассчитывает, что уже весной этого года побьет очередной рекорд и выйдет на 4 млн заказов в месяц. Обеспечить бурный рост рынку помогают в том числе инвестиции и жестокая конкуренция. По данным Data Insight, вложения в фудтех в 2019 году превысили $50 млн. Что обеспечивает интерес потребителей и инвесторов к доставке готовой еды? Эксперт рынка фуд-сервиса российского отделения международной исследовательской компании NPD Group Марина Лапенкова объясняет, что росту способствует человеческая психология: «Когда некогда, когда пригласили друзей, когда детей собрали на праздник, и не хочется готовить, не хочется мыть посуду мыть и так далее, когда нет времени, или неудобно идти в ресторан — тогда людям проще на работе или домой заказать еду».
Если рост рынка обеспечен, и маржинальность в целом тоже очевидна, осталось ли на нем место для новых игроков? И каким образом можно заработать больше — вложившись в уже существующие сервисы или сделав ставку на взрывной рост новых? На рынке фудтеха есть еще множество незанятых ниш, говорит управляющий партнер Data Insight Борис Овчинников, поэтому у новичков есть все шансы на успех:
«Мы в первую очередь обращаем внимание на “Яндекс.Еду” и Delivery Club. Но есть проекты в формате “кухни на районе”, dark kitchen.
Для, условно говоря, нишевых проектов, которые создают и предлагают новые услуги, а не то же самое, что существующие сервисы доставки, место остается. Если говорить про самый большой сегмент, самый базовый формат доставки готовой еды, на самом деле, здесь тоже у рынка есть еще гигантские возможности для роста и развития, хотя бы в силу того, что по-прежнему одна часть доставок совершается не “Яндекс.Едой” и Delivery Club, а собственными сервисами самих ресторанов и кафе».
Хотя совсем безоблачным развитие на рынке доставки готовой еды не будет. Даже у гигантов есть проблемы. Совсем недавно, например, «Мираторг» приостановил сотрудничество с Delivery Club и «Яндекс.Едой» из-за низкого качества обслуживания. В компаниях претензии отвергали, но факт остается фактом — многие крупные площадки решают положиться на собственные силы. Тем более здесь стоит вспомнить, за счет чего сервисы зарабатывают: комиссия с одного заказа составляет в районе 30%. И просто отдать такой внушительный кусок от переданного в службу доставки пирога решится не каждый.
Сервисы доставки еды стали настолько популярны, что в конце прошлого года аналогичную услугу запустили РЖД. Если пассажиры сделают заказ не позднее чем за 48 часов до начала поездки от Курского и Ленинградского вокзала Москвы, то его доставят прямо к поезду.