Остановка не по требованию

Оптимизация системы межмуниципальных пассажирских перевозок в Ярославской области вызвала недовольство пассажиров

Количество межмуниципальных маршрутов в Ярославской области с нового года сократилось более чем на 20%. Региональные власти объясняют, что тестируют новую схему перевозок, а оптимизация разработана с учетом интересов пассажиров, и плата за проезд не изменилась. Однако первые недели принесли массу негативных отзывов населения. Департамент транспорта области говорит, что проблемы уже решаются, и анонсирует завершение реформы в феврале, когда в рамках конкурсов определятся перевозчики на межмуниципальных маршрутах до 2022 года. Ярославские перевозчики считают требования к претендентам слишком жесткими, солидарные с ними депутаты предупреждают, что это может привести к разрушению АТП муниципальных районов региона.

Фото: Евгения Яблонская, Коммерсантъ

С начала года в Ярославской области сформирована обновленная схема движения на межмуниципальных маршрутах пригородного и междугороднего сообщения. Прежние 146 маршрутов сокращены до 115. При этом были объединены похожие или дублирующие рейсы.

Оптимизация, по информации и.о. директора департамента транспорта Ярославской области Анатолия Бойко, проведена в тестовом режиме, а для учета мнения граждан организована горячая линия. По его словам, было выполнено более 64 тыс. рейсов по 115 маршрутам. Задействовано 260 автобусов, из них 124 – новые. Автопарк обновлен на 47%. «На начальном этапе внедрения обновленной схемы имели место отдельные недостатки, связанные со срывами расписания. Ряд ситуаций возникал и по причине обновления водительского состава. Сейчас ситуация стабилизирована»,— считает господин Бойко.

Как сообщает портал органов государственной власти Ярославской области, оптимизация проводится с учетом интересов пассажиров. Количество рейсов и машин увеличено там, где это необходимо, автобусы заезжают во все населенные пункты, которые ранее были охвачены транспортным сообщением.

Первые недели работы позволили выявить ряд проблемных моментов обновленной схемы. По информации официального сайта Ярославской областной Думы, больше всего вопросов по межмуниципальным перевозкам поступило из Угличского, Борисоглебского, Некрасовского и Рыбинского районов. Основные жалобы связаны с несоблюдением расписания автобусов, нарушениями правил безопасности перевозок пассажиров, недостаточной вместимостью транспорта и отсутствием отделений для багажа.

По информации господина Бойко, оперативно исправляются наиболее острые проблемы. На маршрут «Ярославль-Рыбинск», с организацией которого было связано много претензий, дополнительно выделены три новых автобуса с большими багажными отделениями, а количество рейсов увеличилось с 68 до 84. Как сообщил чиновник, были внесены корректировки в расписание с учетом погодных и дорожных условий.

По мнению депутата Ярославской областной думы Александра Воробьева, ситуация кардинально не изменилась, продолжают поступать обращения от граждан, недовольных расписанием утренних рейсов данного маршрута. «Люди опаздывают на работу из-за того, что был сдвинут рейс»,— сказал “Ъ-Ярославль” господин Воробьев.

Глава «Ярославского союза профессиональных перевозчиков» Александр Болтовнин считает, что объединение маршрутов привело не только к неудобствам, но и к дополнительным расходам, которые ложатся на жителей.

«Людям теперь приходится платить за ненужные километры и ехать лишнее время»,— отметил господин Болтовнин.

И.о. директора департамента транспорта области Анатолий Бойко заверил “Ъ-Ярославль”, что это не так: по его словам рейсы, заявленные в рамках маршрута как укороченные – не на всю длину маршрута – остались в расписании в прежнем режиме и выполняются в соответствии с пассажиропотоком до тех остановочных пунктов, до которых они были предусмотрены.

«Таким образом, расстояние поездки и плата за проезд не изменились»,— уверяет господин Бойко.

Итоги первого, тестового, месяца работы новой схемы межмуниципального движения пассажирского транспорта будут подведены в феврале. Господин Бойко отметил, что в летний период будет производиться корректировка маршрутов в соответствии с пожеланиями дачников.

По информации департамента транспорта Ярославской области, сейчас проводятся конкурсные процедуры на организацию межмуниципальных перевозок в регионе в 2020 – 2023 годах. Всего сформировано 14 лотов, часть из них уже была разыграна. Заключены контракты с четырьмя организациями: ИП Разживин А.Л., АО «Ярославское АТП», ООО «Автократ» и ООО «Автомиг». Эти перевозчики будут обслуживать более 90 процентов межмуниципальных маршрутов. В феврале же подведут итоги еще трех аукционов.

По данным Александра Воробьева, ярославские перевозчики считают ряд требований лотов завышенными. Так, например, возраст автобусов, по условиям закупки, не должен превышать трех лет для каждой единицы транспорта. По мнению депутата, справедливы предложения установить на этом уровне средний возраст автопарка. «Одному автобусу 4 года, другой новый. Не могут наши АТП обеспечить, чтобы все машины были до трех лет. А так фактически отсекают ярославских участников. Я общался с представителями районных транспортных предприятий. По оценке самих перевозчиков, в регионе происходит передел рынка межмуниципальных пассажирских перевозок»,— сообщил “Ъ-Ярославль” господин Воробьев. Такая ситуация, по его мнению, может привести к разрушению автотранспортных предприятий в районах.

Директор Даниловского АТП Николай Киселев отмечает, что прибыльные маршруты включены в один лот, а убыточные – в другой. Такое распределение способствует отсечению от выгодных рейсов небольших автотранспортных предприятий.

По мнению Николая Киселева, помимо ограничений по возрасту подвижного состава, к завышенным требованиям относятся обязательное наличие в автобусе светящегося табло и отдельной системы пожаротушения на двигатель. «Сейчас политика государства направлена на поддержку малого бизнеса, а в данном случае все делается наоборот. Если Даниловское АТП обанкротится, без работы останутся 70 человек»,— рассказал “Ъ-Ярославль” господин Киселев.

Как пояснили “Ъ-Ярославль” в департаменте транспорта, такие требования направлены на обеспечение безопасности и комфортности пассажирских перевозок. Окончательные итоги аукционов будут подведены до конца февраля.

Анна Сергеева