Деление в столик
Юрий Барсуков о том, почему «Нафтогаз» вновь хочет судиться с «Газпромом»
Едва минул месяц с исторической договоренности по транзиту газа между Россией и Украиной, как руководство «Нафтогаза» снова начинает ворошить затухшие было угли вражды с «Газпромом».
Исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко в своем новом аккаунте в Facebook заявил, что компания рассматривает возможность жалобы на «Газпром» в антимонопольный директорат Еврокомиссии либо подачи иска в рамках нового транзитного контракта в арбитраж в Цюрихе. Суть претензий старая: «Газпром»-де не разрешает европейским потребителям перенести точку сдачи газа на границу России и Украины, а также блокирует как экспорт газа из РФ независимыми производителями, так и транзит через российскую территорию среднеазиатского газа.
Более того, заявил господин Витренко, «Нафтогаз» может оспорить в арбитраже скандальную историю 2009 года про то, как «Газпром» уступил «Нафтогазу» долг трейдера Rosukrenergo в размере $1,7 млрд. Тогда взамен на «прощение» долга «Нафтогаз» должен был получить возможность закупить 11 млрд кубометров газа у Rosukrenergo. Однако «Нафтогаз» по решению тогдашнего украинского правительства во главе с Юлией Тимошенко просто забрал газ у Rosukrenergo, но впоследствии проиграл арбитраж в Стокгольме и вынужден был вернуть эти объемы с процентами.
Учитывая историю взаимоотношений «Нафтогаза» и «Газпрома», подобные угрозы должны были бы вызвать опасения, но, на мой взгляд, очевидных оснований для них нет.
Претензии «Нафтогаза» по переносу точек сдачи или транзиту среднеазиатского газа не имеют шансов на удовлетворение в арбитраже, поскольку никак не затрагивают нынешний транзитный контракт. Еврокомиссия или даже Суд ЕС также не могут рассматривать вопросы, относящиеся к юрисдикции другого государства, такие как регулирование экспорта газа из РФ. Что касается истории с Rosukrenergo, то ее итоги закреплены как вступившими в силу решениями Стокгольмского арбитража и украинских судов, в том числе Верховного суда, так и постановлениями правительства Украины.
Важнее другое: пафос высказываний Юрия Витренко направлен в целом не против «Газпрома», а против нового украинского правительства и президента Зеленского. Тот на прошлой неделе пригрозил «полностью переформатировать» «Нафтогаз», если его руководство не согласится сократить свой бонус в размере $29 млн за выигрыш дела в отношении «Газпрома» в 2018 году.
Теперь Юрий Витренко пытается не только напомнить украинской публике, как активно менеджмент «Нафтогаза» работает ради интересов Украины, но и дает понять правительству: сделку с «Газпромом», успех которой в основном приписал себе Владимир Зеленский, «Нафтогаз» своими новыми исками вполне может разрушить.
И такая постановка вопроса уже вызывает опасения.