Сетевую реформу замкнуло
Правительство снова хочет обдумать повышение тарифа ФСК
После смены правительства принятие решения о дифференциации единого тарифа Федеральной сетевой компании (ФСК) снова рискует затянуться. Вице-премьер Юрий Борисов, который теперь курирует и электроэнергетику, поручил профильным министерствам до конца февраля заново оценить влияние роста тарифа ФСК на экономику. Но при этом господин Борисов поддержал инициативу «Россетей» и Минэнерго по введению сетевого резерва, но сдвинув ее на год, до 2021 года.
Новый куратор электроэнергетики в правительстве вице-премьер Юрий Борисов поручил вновь оценить последствия дифференциации единого тарифа ФСК (входит в «Россети», управляет магистральными электросетями). Этот вопрос уже был принципиально одобрен Дмитрием Козаком, который не вошел в новый состав правительства, уйдя в администрацию президента.
По итогам совещания в правительстве 10 февраля Юрий Борисов дал поручение создать рабочую группу под руководством Минэкономики и ФАС и до 1 марта оценить влияние дифференциации тарифа на экономику, сообщили источники “Ъ” и подтвердили в Минэнерго.
Как говорят собеседники “Ъ”, на совещании законопроект подвергся бурной критике со стороны промышленности — «Русала», НЛМК, «Металлоинвеста»,— а также ФАС и Минэкономики.
В аппарате Юрия Борисова “Ъ” от комментариев отказались, сославшись на закрытый характер совещания.
Дифференциация тарифа предлагается для более равномерного распределения перекрестного субсидирования в сетях, годовой объем которого «Россети» оценивают в 234,8 млрд руб. Основным доводом промышленности стало то, что мера не приведет к общему снижению перекрестного субсидирования, а лишь перераспределяет нагрузку между участниками отрасли. «Промышленники с самого начала обсуждений обращали внимание на резко негативное влияние новой нормы на социально-экономическое развитие регионов, поскольку приведет к дополнительному росту цен для промышленных потребителей на 2–4% сверх инфляции»,— говорит один из источников “Ъ”, присутствовавший на совещании.
Представитель ФАС, по данным “Ъ”, отмечал, что не понимает, как обеспечить снижение тарифа.
При этом Юрий Борисов поддержал другую важную инициативу «Россетей» и Минэнерго — о введении платы за резерв сетевой мощности. Мера заработает с 2021 года, хотя «Россети» рассчитывали на ее введение уже с 2020 года. Речь идет о том, чтобы потребители полностью оплачивали выделенную для них сетевую мощность, даже если ее не используют. По оценкам Минэнерго, в 2019 году в России простаивало 65% мощностей (101 ГВт). По данным “Ъ”, Минэнерго должно доработать постановление правительства за две недели.
Сетевую реформу поддерживают «Россети», но против выступают бизнес и регуляторы. Так, по оценкам Минэкономики, обе меры увеличат тарифную нагрузку на промышленность в базовом сценарии на 79 млрд руб. в год при общем объеме платежей энергорынка в 2019 году 2,59 трлн руб.
В «Россетях» “Ъ” заявили, что не ожидают серьезных задержек при дальнейшем прохождении законопроекта о дифференциации тарифа в правительстве и Госдуме.
В компании подчеркнули, что уверены в положительном эффекте: появится потенциал для снижения тарифа для предприятий малого и среднего бизнеса, а также для сокращения бюджетных расходов. При этом конечная цена для прямых потребителей ФСК вырастет в среднем на 10%, но стоимость услуг по передаче для них окажется ниже, чем в 2012 году. Вопрос сетевого резерва в «Россетях» не комментировали. В ФАС, Минэкономики и Минстрое не ответили на запрос “Ъ”.
Проект по дифференциации тарифа ФСК выгоден сетевой монополии, но вреден для экономики и препятствует достижению национальных целей развития страны, считает представитель «Сообщества потребителей энергии» (объединяет крупную промышленность). «Подход и расстановка приоритетов, заявленные новым курирующим отрасль вице-премьером в ходе обсуждения этой инициативы, обнадеживают»,— говорит он.