Цена вопроса
Бывший франчайзи Domino`s Pizza Евгений Хоронько о личном опыте
Исходно я занимался малым бизнесом в области торговли автомобильными комплектующими и внешнеэкономической деятельностью, но в начале 2018 года решил купить франшизу в сфере общепита. Основной целью было вложить существующие деньги в бизнес, который не будет занимать все мое время. В итоге все вышло ровно наоборот — в открытие и управление пиццерией оказался полностью вовлечен не только я сам, но и все члены моей семьи. Кроме того, под открытие ресторана пришлось взять кредит.
Переговоры велись сразу с несколькими крупными владельцами франшиз на пиццерии, в итоге выбор пал на Domino`s. С одной стороны, сеть еще не была представлена в Челябинске, планировала активную экспансию на Урал, предусматривающую строительство распределительного центра. С другой — я был уверен в силе бренда: казалось, что в случае с крупной компанией бизнес-модель для работы в регионах должна быть полностью просчитана, чтобы оказаться эффективной. Подкупили и обязательные образовательные программы: я сам три месяца провел в учебном центре в Москве, получая навыки ведения этого бизнеса во всех аспектах, отдельно вывозил за свой счет на учебу руководителей ресторана, пиццамейкеров и водителей.
Планы были большими: с банком-кредитором и самой компанией я вел переговоры об открытии нескольких ресторанов. Правда, сделать это планировалось в том случае, если первое заведение окажется прибыльным. Этого так и не произошло.
Открывшись в начале декабря 2018 года, мой ресторан начал терпеть убытки уже в первый месяц работы, а к третьему, пообщавшись с другими франчайзи, я понял, что проблема носит системный характер. Основная сложность была в навязывании услуг. Первоначально мы договаривались с Domino`s, что у предложенных ими поставщиков ресторан должен будет закупать только продукты. Но я не рассчитывал, что они окажутся в несколько раз дороже, чем в соседних магазинах. Это оказалось не единственной сложностью: в какой-то момент мне сообщили, что ресторан отключат от системы, если мы не заключим договор о предоставлении услуг связи с выбранным Domino`s поставщиком. Они обходились более чем в 20 тыс. руб. в месяц — примерно в пять раз выше среднего тарифа по городу.
Никакой поддержки в регионе от Domino`s не было. А существовавшие меры приводили только к убыткам. Например, Domino`s за счет полученных от еженедельной работы ресторана рекламных отчислений рассылали потенциальным покупателям СМС-сообщения о планируемых акциях, но из-за разницы во времени между Москвой и Челябинском люди могли получить их уже после окончания акции. Domino`s я предлагал разные варианты: отказаться от навязанных поставщиков, выкупить ресторан или найти на него покупателя со стороны. Единственное, что они смогли предложить в ответ,— кредитную линию на несколько месяцев для закупки продуктов. Такой подход, конечно, спасти не мог. В июне 2019 года мой ресторан отключили от системы заказа продуктов в одностороннем порядке. Второй ресторан Domino`s в городе, насколько мне известно, продолжает терпеть убытки.
Основной вопрос для интересующихся франшизами должен быть таким: «Сколько денег я готов потерять?» Мои убытки достигли 27 млн руб., фактически оставив без средств к существованию. Буду ли я покупать другие франшизы? Категорически нет. Если такая крупная сеть не смогла выстроить работу с партнерами, сильно сомневаюсь, что у другой компании это получится лучше.